Железнодорожные грузовые тарифы вырастут меньше запланированного
Это позволит грузоотправителям сэкономить 41 млрд рублейФедеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что пересчитала в меньшую сторону индексацию тарифов на грузоперевозки по железной дороге: в 2020 г. индексация составит 3,5%, а не 3,6%, в 2021 г. – 3,7%, а не 3,9%, в 2022 г. – 3,6%, а не 3,8%, наконец, в 2023 г. – 3,8%, а не 3,9%. Дальше планы не меняются: в 2024 и 2025 гг. – по 3,9%. Приказ об этом служба направит Минюсту для регистрации.
ФАС подсчитала и общий эффект от более медленного роста тарифов до 2025 г.: индексация будет меньше на 2,7%, грузоотправители сэкономят 41 млрд руб.
Причина корректировки – снижение инфляции, к которой привязана формула расчета долгосрочных тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом для РЖД, объясняет ФАС. Формула учитывает среднее значение инфляции за два предыдущих года и целевые значения на два года последующих. Другие составляющие долгосрочного тарифного решения – грузооборот и его структура, доходы, расходы и инвестиционная программа РЖД – службой не пересматривались.
Принцип долгосрочного формирования тарифа «инфляция минус 0,1 процентного пункта» утвержден российским правительством в 2017 г. – на период с 2019 по 2025 г. В эти же годы будут действовать и надбавки – за капитальный ремонт инфраструктуры и для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства.
В программе долгосрочного развития РЖД учтен тот размер индексации грузовых тарифов, что был до корректировки ФАС. В 2019–2025 гг. в российские железнодорожные проекты, как предполагается, будет инвестировано 8,66 трлн руб., из них 4,67 трлн – средства самой РЖД, таков базовый сценарий. Чистую прибыль РЖД хочет увеличить до 186,2 млрд руб., выручку – до 3,51 трлн руб. По сравнению с показателями 2018 г. это означает рост в 5 и 1,5 раза соответственно. В 2018 г. погрузка на сети РЖД выросла на 2,2% и достигла 1,29 млрд т, в 2019 г. она сократится на 0,5%, а в 2020 г. вернется к росту, прогнозировала РЖД. Рост предусмотрен и в программе развития – в базовом сценарии в 2025 г. погрузка может достичь 1,53 млрд т. Будет ли РЖД пересматривать планы из-за иной индексации тарифов и как она может отразиться на погрузке, представитель РЖД не сказал.
«Это очень важное решение. Рынок его очень долго ждал. Сейчас появляется стабильность, возможность планировать экономику отдельным предприятиям на долгие годы вперед. При этом принцип формирования – «инфляция минус». Это очень хороший принцип, который устраивает и потребителя, и «Российские железные дороги». Об утверждении правительством долгосрочной тарифной политики в сфере грузоперевозок, 2017 г., government.ru
«Учитывая нестабильность на [мировых] рынках и рост протекционизма, снижение уровня транспортных издержек не может не радовать», – приветствует решение ФАС крупный грузоотправитель. Сокращение расходов делает российских производителей более конкурентоспособными, подхватывает другой грузоотправитель, это привлечет дополнительные грузы. «Но не для всех отраслей рост будет ощутимым», – предупреждает он.
Меньшая индексация улучшит экономику грузоотправителей, но вряд ли привлечет дополнительно ощутимое количество грузов, считает человек, близкий к одному из железнодорожных операторов. «Погрузка зависит от спроса, а у нас провал по углю на Западе и снижение мировых цен на металлы», – объясняет он свои соображения. Не ждет роста погрузки из-за корректировки размера индексации тарифов и третий опрошенный грузоотправитель: «Коррекция незначительная, а цены на основные грузы – уголь, металлы, руду, удобрения – снижаются». По его мнению, больший эффект дало бы распространение правила «инфляция минус» на период до 2030 г.: «Это дало бы сигнал промышленности инвестировать вдолгую». Кроме того, значительного роста погрузки не добиться без расшивки узких мест в железнодорожной инфраструктуре, уверен собеседник «Ведомостей».
Уменьшение доходов на 41 млрд руб. в 2020–2025 гг. для РЖД не столь значительно, чтобы корректировать инвестиционную программу, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, ключевая проблема в другом: потребительская инфляция в последние несколько лет опережает расходы РЖД на закупку тягового состава, металлопродукции, моторного топлива, строительных материалов. «Из-за этого у РЖД возникает потребность предлагать тарифные решения, увеличивающие нагрузку на грузовладельцев и формирующие неопределенность в отношении фактического изменения расходов при формально зафиксированной долгосрочной индексации», – заключает Бурмистров.