Авиакомпании отчаялись получить компенсацию за запрет полетов в Грузию

Шесть перевозчиков утверждают, что потеряли на этом 3,2 млрд рублей. Минтранс считает сумму завышенной
Михаил Джапаридзе/ТАСС
Михаил Джапаридзе/ТАСС

Запрет российским авиакомпаниям на полеты в Грузию действует с 8 июля – президент Владимир Путин ввел его 21 июня 2019 г. Решение было политически мотивировано, поэтому чиновники сразу пообещали компенсировать из бюджета потери шести российским авиакомпаниям, которым такое решение в разгар высокого сезона принесло убытки.

Авиакомпании представили в Минтранс расчеты своих потерь, проведенные по методике Росавиации. Получилось примерно 3,2 млрд руб., рассказали сотрудники двух авиакомпаний, участвовавшие в совещаниях в Минтрансе.

Больше всех потеряли «Уральские авиалинии», которые летали в Грузию из Москвы и региональных городов, – 1,2–1,3 млрд руб., говорят собеседники «Ведомостей». Примерно по 700 млн руб. недосчитались крупнейшие авиакомпании – «Аэрофлот» и S7. Лоукостер «Победа» («дочка» «Аэрофлота») потеряла около 400 млн руб., Red Wings – около 120 млн, Smartavia (новый бренд авиакомпании «Нордавиа») – почти 100 млн руб.

Потери S7 составили около 600 млн руб., уточнил «Ведомостям» ее представитель. «Уральские авиалинии» совершали 71 рейс в неделю в Грузию и не продали из-за запрета билетов на миллиард», – заявил во вторник, 19 ноября, гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов (цитата по «Интерфаксу»).

«Мы не рассчитываем получить компенсации, обещания не будут исполнены», – говорят сотрудники трех из этих авиакомпаний. Даже поручение президента выплатить компенсацию за подорожание керосина в 2018 г. (23 млрд руб. на 34 авиакомпании) волокитится и переносится на 2020 г., на компенсацию за Грузию надежды тем более никакой, объясняют два собеседника «Ведомостей».

Минтранс выступает за компенсации только прямых убытков от запрета полетов. Невыполнение запланированных рейсов в Грузию не несет прямых убытков, расчеты авиакомпаний опираются на неполученную выручку в летнем сезоне, говорят сотрудники двух авиакомпаний. При этом в июле самолеты вместо выполнения рейсов в Грузию в основном простаивали, рассказывают сотрудники двух авиакомпаний. Только в августе флот удалось переориентировать на другие направления, прежде всего на востребованные летом Сочи и Симферополь, но, чтобы продать эти емкости за короткий период, приходилось снижать цены, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

«Очень не хотелось бы, чтобы забыли [о компенсации]. Методология подсчета есть в Минфине, с ней можно согласиться, не согласиться, сказать «давайте посчитаем по-другому», но от них никаких ответов нет», – заявил Скуратов.

По этой теме нет подвижек, говорит сотрудник одной из авиакомпаний. Она скорее всего будет постоянно обсуждаться в вяло текущем режиме, будут корректироваться подсчеты – до тех пор, пока Грузию не откроют, и тогда тема умрет автоматически, уверен сотрудник другого перевозчика.

Авиационная отрасль в целом убыточна, а 3 млрд руб. сопоставимы с годовой прибылью крупной сильной авиакомпании, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. По его мнению, потери от запрета полетов в Грузию чувствительны для всех перевозчиков.

Предложения о компенсации авиакомпаниям не поступали, сказал представитель Минфина.

Информация о сроках выплаты компенсации в авиакомпанию не поступала, говорит представитель S7. Представитель Smartavia отказался от комментариев. Представители Минтранса, «Аэрофлота», «Победы», Red Wings на запросы «Ведомостей» вечером во вторник не ответили.