Чем хорош и чем плох Airbnb

Брайан Чески превратил сервис для аренды жилья, начавшийся с трех надувных матрасов, в бизнес стоимостью до $42 миллиардов
Брайан Чески, основатель и гендиректор Airbnb
Брайан Чески, основатель и гендиректор Airbnb / Mike Hutching / REUTERS

После неудачных IPO Lyft и Uber, после падения стоимости WeWork инвесторы решили, что им нужны стартапы, которые крепко стоят на ногах. Безопасной гаванью они считают Airbnb, которая в следующем году может стать публичной компанией.

Airbnb объявила, что во II квартале ее выручка превысила $1 млрд. И в 2017 г., и в 2018 г. компания показывала прибыль до выплаты налогов, процентов и без учета амортизации, пишет Financial Times (FT). А The Information анализирует итоги I квартала 2019 г.: операционный убыток составил $306 млн, вдвое больше, чем год назад.

Источники FT уверяют, что у Airbnb припасено $3,5 млрд свободных средств – резерв на случай возможных убытков. Они добавляют, что компании не очень нужны деньги и в следующем году вместо IPO стартап может провести прямой листинг. Сам Чески уходит от вопросов про обещанное на 2020 г. IPO. «У меня нет новостей на этот счет, – сказал он на прошлой неделе The New York Times (NYT). – Чего нам точно не нужно сейчас – так это привлекать новые средства».

Но хотя компания еще не стала публичной, интерес к ней со стороны инвесторов достаточно высок. Венчурные капиталисты и брокеры создали десятки специализированных фондов, которые позволяют опосредованно проводить сделки с акциями Airbnb. Инвесторы таких фондов владеют не самими акциями, а правами на получение выручки от них после IPO. Эти производные инструменты в последнее время торговались по $150 за акцию Airbnb, выпущенную как часть уставного капитала. Это предполагает премию в $11 млрд к оценке компании в $31 млрд, которую она получила во время последнего раунда инвестиций в 2017 г., когда привлекла $1 млрд. Всего, по данным Crunchbase, со времени основания в 2008 г. компания привлекла $4,4 млрд инвестиций от 54 инвесторов, основные из которых – Y Combinator, Sequoia Capital, Andreessen Horowitz, Greylock Partners.

Самой Airbnb действия с ее акциями на частном вторичном рынке, в том числе передача сотрудниками опционов в залог по кредитам, не очень нравятся. Подобные операции – «это сделки, не получившие одобрения нашей компании и, как правило, нарушающие наши внутренние правила», заявила она. Но такие сделки все более привлекательны для хедж-фондов, ищущих дополнительные возможности для инвестиций, в то время как на фондовом рынке США акции уже весьма дороги, объясняет FT.

За что ругают Airbnb

Стартап Airbnb ругают многие. Обычные люди недовольны тем, что соседская квартира превращается в проходной двор. Хозяева самих помещений пеняют Airbnb, что в сервисе нет проверки жильцов. В Калифорнии через Airbnb сняли помещение якобы для встречи 12 родственников. Но вместо уютных семейных посиделок созвали вечеринку с сотней гостей – праздновать Хеллоуин 31 октября. Один из гостей начал стрельбу, погибло пять человек. Чтобы успокоить клиентов, Airbnb запретила в США арендовать через свой сайт жилье для вечеринок. А на прошлой неделе Чески пообещал за год проверить все семь с лишним миллионов объектов недвижимости на соответствие описанию и на безо­пасность, чтобы восстановить доверие. Со следующего года у компании появится горячий номер для сообщений о проблемах с арендованным жильем и команда быстрого реагирования.

Власти тоже точат зубы – Airbnb помогает владельцам жилья не платить налоги. В Нэшвилле (Теннесси) чиновники издали постановление, гласящее, что посуточный наем жилья – это тот же гостиничный бизнес. Airbnb потратила $225 000–350 000 на лоббистские услуги и вынудила чиновников подписать договор, что в отличие от постояльцев отелей с ее клиентов не будет взиматься 5%-ный туристический налог. Еще немного лоббизма – и в мае 2018 г. парламент штата Теннесси принял закон, что нельзя путать наем жилья и гостиницы.

По-иному разворачивалось противостояние с властями Нового Орлеана. Три года назад Airbnb договорилась с ними, что сама будет собирать налоги с владельцев жилья и перечислять городу. Для гарантии сервис раскрывал их имена и адреса. Но спустя некоторое время чиновники решили, что городу не нужна посуточная сдача жилья. В мае 2018 г. они перестали выдавать горожанам разрешения на это. В ответ Airbnb прекратила сообщать властям данные о наймодателях. Хотя уверяет, что исправно собирает со всех налоги и отдает в казну.

Необычные дома Airbnb

В последние месяцы на Airbnb появилось несколько необычных домов. Например, родной дом Гарри Поттера, где Джеймс и Лили Поттер растили сына первый год. Дом расположен в дер. Лавенем в британском графстве Саффолк, где киношники снимали происходящее по сценарию в Годриковой впадине. Стоимость двух ночей – 240 фунтов, английский завтрак включен. Нельзя заселяться с животными и детьми: хозяйка опасается, что старинный дом этого не переживет. В октябре можно было пожить и в домике Барби в Малибу – увеличенной точной копии кукольного домика. Три этажа, бассейн, домашний кинотеатр, гардероб с одеждой и аксессуарами Барби и вид на океан были доступны всего за $60 для компании из четырех гостей. Увы, предложение было действительно всего один раз – для тех, кто успел забронировать пребывание с 27 по 29 октября. Такой же разовой оказалась возможность снять замок Хайклер из сериала «Аббатство Даунтон» для двух гостей: прием заявок был открыт 1 октября только на одну дату – 26 ноября. Замок расположен в 90 км от Лондона. Плата – 150 фунтов, никакого телевизора и WiFi, но хотя бы есть горячая вода. Владельцы замка лорд и леди Карнарвон приглашают гостей выпить по коктейлю перед ужином, а на следующий день – на экскурсию по замку и окрестностям.

Случайный бизнес

Чески вырос в г. Нискейуне, штат Нью-Йорк, в семье социальных работников. Сейчас ему 38. Он вспоминает, что с детства учился руководить. Чески рассказывал NYT: «Я был капитаном нескольких хоккейных команд [школы и вуза] и довольно многому научился. Но другая сторона моей личности – художник <...> Большинство детей просят у Санта-Клауса игрушки, чтобы играть с ними. Я же просил плохо сделанные игрушки, чтобы переделать их. Одно время я был одержим игровыми приставками, потому что считал дизайн существующих моделей ужасным. Потом увлекся дизайном обуви. У меня сохранились старые альбомы с сотнями редизайнов кроссовок Nike и Reebok. Когда родители моего друга стали переделывать лужайку перед домом и задний двор, я увлекся ландшафтной архитектурой. Это вызвало интерес к еще более масштабному дизайну – поселков и городов». В итоге Чески окончил Школу дизайна Род-Айленда.

В 2007 г. он прервал трехлетнюю карьеру в маленькой фирме в Лос-Анджелесе, где получал $40 000 в год, и погнал на старенькой Honda в Сан-Франциско, куда недавно перебрался его студенческий приятель Джо Геббиа. Тот после получения диплома сказал Чески: «Однажды мы откроем свою компанию и об этом напишут книгу». И оказался прав: Геббиа – один из сооснователей Airbnb.

«Мы не хотели начинать бизнес. Просто так получилось», – вспоминает Чески. Они только думали, чем бы им заняться, подрабатывали фрилансом и снимали квартиру на двоих. Доля Чески за жилье составляла $1150, но в какой-то момент у него оказалось только $1000. Геббиа тоже не купался в деньгах. В это время в Сан-Франциско проходила конференция Американского общества промышленного дизайна. Друзья решили подзаработать, пустив переночевать тех, кому не хватило места в переполненных отелях. Они достали из шкафа три надувных матраса (Air Bed), обязались накормить гостей завтраком (Breakfast) и сделали сайт, который не мудрствуя лукаво назвали «Надувной матрас и завтрак» – Airbedandbreakfast.com. Позже его сократили до Airbnb.

В начале 2008 г. они обзавелись еще одним партнером – выпускником Гарварда и бывшим программистом Microsoft Нейтаном Блечарзиком. Первое время стартаперы жили на кредитки – выбирали лимит в $2000–5000, потом отработанная карточка помещалась в альбом для бейсбольных карточек и заводилась новая. «Мы запускали сайт три раза, – вспоминал Чески. – Никто не заметил первые две попытки, поэтому мы запустились еще раз». Во время первого запуска у компании было всего три клиента, один из них – сам Чески.

Друзья не пренебрегали и побочными заработками. В преддверии съезда демократической партии в 2008 г. в Денвере (Колорадо) они придумали дизайн пачек для овсянки с изображением Обамы и заказали партию в 500 шт. Сами склеили, заполнили крупой и распродали по $40 каждую как сувениры. Получили $30 000 чистой прибыли, которую пустили на развитие стартапа. Об этом сделал сюжет CNN. Основатель венчурного фонда Y Combinator Пол Грэм на встрече потребовал от Чески показать коробку вживую. Выслушал историю и поразился: «Да вы, парни, как тараканы – вас не заморишь!» Так Airbnb попала в программу бизнес-инкубатора Y Combinator, получила $20 000, три месяца на обкатку бизнес-проекта и совет перебираться в Нью-Йорк, где народу побольше.

10 популярных мест по версии Airbnb

Человек-носорог

Пытаясь понять, что нужно клиентам, стартаперы сами снимали жилье через Airbnb и ночевали там. Главные выводы: нужны качественные фотографии жилья, продуманный процесс передачи ключей и уборка помещений. Ребята лично ездили в Нью-Йорк, инструктировали каждого хозяина и фотографировали его жилье. Их старания окупились, проект стал расширяться. Последовали новые инвестиции, в том числе $100 млн в 2011 г. от консорциума инвесторов, в который, по данным FT, входила DST Global Юрия Мильнера.

Блечарзик рассказывал, что резкий рост продаж в городе начинается после того, как число предложений жилья в нем переваливает за 300, у 100 объявлений есть отзывы. Это правило стало магическим числом компании. В важных для Airbnb локациях компания стремится сделать все, чтобы подвести количество объявлений к этим цифрам: сотрудники снимают через сайт жилье и сами пишут отзывы, запускают рекламные кампании, пытаются вписаться в местные события. Баннер «Заработай $1000 за выходные, сдав квартиру гостям Октоберфеста» работает куда лучше, чем «Сдай свою квартиру незнакомцу», шутят в компании.

Чески грызет ногти и на собраниях постукивает ногами. Знающие его люди отмечают «бесконечный запас энергии». Он увлекался бодибилдингом и до сих пор любит прихвастнуть, что у него «16-дюймовый бицепс» (почти 41 см). Он производит мощное впечатление и внешним видом, и повадками, его сравнивают с носорогом, вспоминал журналист Fast Company: «Вместо того чтобы повернуть ко мне голову, он поднял свой стул и развернулся целиком ко мне». Похож на носорога он и тем, что определяет направление движения и неудержимо рвется в эту сторону, говорят его знакомые. В июле 2011 г. одна женщина пожаловалась, что поселившиеся через Airbnb люди разгромили ее жилье. Об этом написали все газеты, компания рисковала остаться без клиентов. Консультанты советовали не вмешиваться в отношения хозяев и гостей. Чески не послушался и выдвинул свою идею: страховать владельцев жилья. Но все страховщики отказались брать на себя такой риск.

1 августа 2011 г. Airbnb объявила, что будет выплачивать компенсации за кражи и вандализм в размере до $50 000 из собственных средств. Это тоже грозило пустить компанию ко дну, если найдется достаточное количество мошенников. Однако желающих получить легкие деньги за вымышленные кражи почти не нашлось. А через несколько месяцев удалось заключить договор со страховой компанией, и компенсация выросла до $1 млн.

Не успела компания оправиться от этого кризиса, как разразился другой. По всему миру возникали клоны Airbnb. Один из них, европейский Wimdu, получил $90 млн финансирования – в то время это было рекордное для Европы вложение в стартап. Airbnb работала в основном в США, Чески понял, что рискует остаться региональным игроком. А он «любит все большое и эффектное», говорил его знакомый Reuters. За три последних месяца 2011 г. команда приобрела три домена в Европе, открыла офисы в восьми городах Старого Света, научилась принимать плату в разных валютах, переделала интерфейс сайта (например, он не был рассчитан на длинные слова и в немецкоязычной версии выглядел кривовато). Ради этого пришлось забросить решение проблем в США, в ночь накануне запуска международной версии судорожно заканчивать перевод сайта с английского на другие языки – но в итоге усилия окупились сторицей. Сейчас сервис Airbnb охватывает 100 000 городов более чем в 190 странах.

Бездомный бизнесмен

В 2010 г. Чески на несколько лет стал бездомным бизнесменом: каждую ночь арендовал жилье через Airbnb и долгое время сам сдавал свою квартиру через сайт. Но несколько лет назад ему предъявили обвинение в нарушении закона Сан-Франциско, требующего наймодателей зарегистрироваться, и Чески отказался от дополнительного источника дохода. Учитывая, что сейчас его состояние превышает $4 млрд (по оценке Forbes), это вряд ли отразилось на его финансах.

Как не попасть на скрытую камеру

Распространенное среди клиентов Airbnb опасение – что хозяева смотрят реалити-шоу, установив в жилье скрытую камеру. Оно не так уж безосновательно, уверяет Business Insider. В закрытых аккаунтах Facebook есть тысячи фото постояльцев, явно сделанные без их ведома. Самый простой способ проверить, что вас не снимают, – найти роутер WiFi и отключить его. Если хозяин свяжется с вами и попросит проверить устройство – это повод для подозрений. Чуть более сложный способ – с помощью своего компьютера зайти в админку роутера и посмотреть, какие устройства к нему подключены.

Ходили слухи, что Чески ужимает изложение всей годовой стратегии Airbnb так, что она легко умещается на листе формата Letter. Это широко распространенный в США формат размером 215,9 х 279,4 мм, шире и короче популярного у нас А4 – 210 х 297 мм. Журналист Fast Company собственными глазами убедился в 2014 г., что это правда. На листе были сформулированы четыре основные цели компании на год, каждая из которых имела конкретные ориентиры, характеристики, сроки и распланированные по времени этапы. «Я приказал команде переписать весь план на половину листа – тем же шрифтом», – рассказал Чески. Он вспоминает, что плана на 2011 г. просто не существовало. План на 2012 г. был составлен, когда половина года уже прошла, – в июне. А в 2013 г. у компании было более десятка стратегических целей. «Слишком много инициатив, слишком трудно удерживать внимание», – подвел итог Чески.

Зимой 2012/13 г. он наткнулся на учебник школы гостиничного администрирования Корнельского университета. После этого он не устает повторять, что главное в его компании – идея гостеприимства. Когда-то это слово было в стартапе под запретом как пережиток помпезных отелей Старого Света. А теперь стало мемом. «Когда сотрудник придерживает дверь перед коллегой или предлагает убрать не только свою, но и чужую посуду, его подначивают: «Ох, это так гостеприимно!» – пишет Fast Company.

Еще Чески любит говорить: «Бизнес Airbnb – это не наем. Наш бизнес – это все же путешествие». Подбираться к этой идее он начал еще в 2012 г., когда поручил аниматору Pixar нарисовать раскадровку опыта поездки. Проект был назван «Белоснежка» в честь первого полнометражного мультфильма студии Уолта Диснея. На картинках было прибытие в аэропорт, трансфер, встреча с хозяином жилья и т. д. Когда Чески обсуждал нововведения в компании, он указывал на них рукой и спрашивал: «Что из этого мы улучшим?»

Звездные консультанты

Одна из сильных сторон Чески – способность признать собственные недостатки и готовность учиться у других. Он попытался взять в наставники руководителей сетей отелей. «Они не вдохновляли нас и не соответствовали нашей культуре», – признал он позднее и продолжил поиски. Для прорыва в Европу он консультировался с гендиректорами Facebook Шэрил Сэндберг и eBay Джоном Донахью. Среди его советчиков по работе в других странах были глава Amazon Джефф Безос и сооснователь Groupon Эндрю Мейсон, бывший директор ЦРУ Джордж Тенет давал советы по корпоративной культуре, а главный дизайнер Apple Джонни Айв – по внешнему виду сайта.

Но главным его ментором стал Чип Конли, который в 1987 г. в возрасте 26 лет основал фирму – оператора по управлению бутик-отелями Joie de Vivre Hospitality и вывел ее на второе место в США. С 2013 г. Конли трудится в Airbnb, хотя поначалу не хотел. Он был богат, у него были собственные проекты и никаких причин работать на дядю. Но Чески недаром называют носорогом – он пустил в ход весь свой шарм и настойчивость и уговорил Конли консультировать Airbnb 15 часов в неделю. Позже Чески признался, что рассчитывал не более чем на восемь часов. А Конли рассказал, что увидел в Чески себя, каким он был когда-то: молодой гендиректор с сумасшедшей идеей, которая может стать следующей ступенью развития отрасли.

Следующей, но не факт, что новой. Как-то на заре стартапа, когда дела шли неважно, Чески объяснил идею Airbnb своему деду и спросил, стоит ли продолжать работу. «Конечно!» – ответил тот, и Чески внезапно осознал, что его бизнес-модель стара как мир. Еще до эпохи массовых путешествий и международных гостиничных сетей, если вы хотели поехать в другой город, естественно было договориться о проживании у местных жителей или же в пансионате.

Разрушители или созидатели

«Если вы инвестируете в Airbnb, то разрушаете культуру европейских столиц?» – это заголовок недавней статьи в FT. Свою мысль издание иллюстрирует примером Португалии.

В Алфаме, историческом районе Лиссабона, почти не осталось традиционных кофеен, переживает газета. Владелец одной из них жалуется на наводнивших район туристов. Им нужны рестораны, а не место, где можно без спешки выпить чашечку кофе. Чтобы выжить, ему пришлось открыть небольшую столовую в одном из залов своего заведения. Раньше он жил неподалеку от своего кафе, но после развода квартира досталась жене, а ему пришлось переехать в другой район, потому что арендовать жилье в Алфаме оказалось не по карману. С 1980-х гг. население Алфамы сократилось с 20 000 примерно до 1000 человек, говорит член правления Лиссабонской ассоциации арендаторов Луис Мендес. Более 55% квартир сдаются в краткосрочную аренду, на которой специализируется Airbnb. По той же причине, констатирует он, поднялись цены на недвижимость в исторических кварталах многих европейских городов.

В 2012 г. в Португалии был узаконен краткосрочный наем жилья. В 2014–2017 гг. турпоток в стране ежегодно рос двузначными темпами. Мендес уверяет, что из-за этого за последние пять лет доступность долгосрочной аренды снизилась на 70%, а многие португальцы вынуждены снимать квартиры для жилья в пригороде или же возвращаться в небольшие городки, откуда когда-то приехали покорять столицу. Все труднее купить квартиру. Только за последние 12 месяцев цены выросли в среднем на 12%, подсчитало агентство коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield. Квадратный метр в Лиссабоне сейчас стоит в среднем 6500–7500 евро.

С другой стороны, стартапы вроде Airbnb способствуют сохранению исторических зданий: они привлекают туристов и у владельцев недвижимости появляются деньги на ремонт. Airbnb уверяет, что в прошлом году ее вклад в мировую экономику за счет роста туризма и бизнеса по найму недвижимости – более $100 млрд.