Спрос на новый российский вертолет оказался слабым из-за малой дальности полета
«Вертолеты России» обещают решить эту проблему за три годаВ 2022 г. холдинг «Вертолеты России» начнет поставки легкого вертолета «Ансат-М», рассказал главный конструктор Казанского вертолетного завода (входит в холдинг) Алексей Гарипов на вертолетном форуме в Тюмени.
Масса пустого вертолета в модернизированной версии снизится с 2434 до 2375 кг, масса полезной нагрузки (топливо плюс груз), наоборот, вырастет с 1089 до 1148 кг. Но главное – дальность полета возрастет с 505 до 640 км, так как у «Ансат-М» объем топливной системы вырастет на 21%, говорится в презентации Гарипова. «Ансат-М» будет комплектоваться по-прежнему двигателями канадской Pratt & Whitney.
Двухдвигательный «Ансат» – новейший из поставляемых на рынок российских гражданских вертолетов, разработан конструкторским бюро Казанского вертолетного завода, это же предприятие его и выпускает. Вертолет поставляется гражданским заказчикам с 2015 г., к концу 2019 г. будет поставлено около 30 машин. С 2009 г. 50 штук в учебной версии «Ансат-У» закупило Минобороны.
Основные замечания коммерческих эксплуатантов касались дальности полета, рассказал Гарипов.
Малая дальность очень ограничивает коммерческое применение «Ансата», из-за этого он не подходит для перевозки грузов и пассажиров и используется, по сути, только для санитарной авиации (госуслуга, закупается региональными бюджетами), соглашаются с Гариповым сотрудники двух компаний – эксплуатантов российских вертолетов. Единичные «Ансаты» используются для VIP-перевозок, знает один из собеседников, но предупреждает, что даже той небольшой максимальной дальности, которая заявлена производителем, «Ансат» достигает при минимальной коммерческой загрузке и идеальных погодных условиях.
Нынешний «Ансат» стоит около 250 млн руб., рассказывали «Ведомостям» сотрудники компаний-эксплуатантов.
«Ансат-М» помимо увеличенных баков получит противообледенительную систему (тоже очень важна для эксплуатантов), обновленную радиоэлектронную систему и модернизированные лопасти, говорится в презентации Гарипова.
«Ансат-М», конечно, будет заметно дороже предшественника, уверены сотрудники двух компаний – заказчиц вертолета. Один из них оценивает увеличение цены примерно в 100 млн руб.
Характеристики «Ансата»
Год начала выпуска 2015
Дальность полета (с основными топливными баками) 510 км
Максимальная скорость 275 км/ч
Практический потолок 5500 м
Источник: «Вертолеты России»
Если «Вертолеты России» обеспечат обещанную дальность полета, «Ансат-М» станет очень привлекательной и конкурентоспособной на российском и мировом рынке машиной, считают оба собеседника. Один из них объясняет: конкурент «Ансата» – очень популярный, также двухдвигательный вертолет AS350 (выпускается Airbus) стоит не менее 700 млн руб. Дальность AS350 – 660 км, чуть больше, чем обещана у модернизированной версии «Ансата».
Крупнейший эксплуатант «Ансатов» – «РВС-холдинг», у него 12 таких машин в санитарной комплектации. «Мы будем приветствовать увеличение дальности «Ансата», это позволит снизить расходы оператора на наземную и топливную инфраструктуру (вертолетные площадки и заправочные базы)», – говорит представитель «РВС-холдинга».
Крупнейший российский и один из крупнейших в мире операторов вертолетов – компания «Ютэйр – вертолетные услуги» «Ансаты» в лизинг не брала. Санитарной эвакуацией она занимается только на вертолетах Ми-8.
Ми-8 – средний вертолет, для спасения людей, со своей высокой грузоподъемностью, менее эффективен, зато его можно использовать для других видов коммерческих работ, объясняли сотрудники вертолетных компаний.
Первого заказчика «Ансата», Минобороны, вполне устраивала и его существующая дальность, при разработке вертолета, видимо, конструкторы меньше думали о будущих частных заказчиках, говорит сотрудник компании-эксплуатанта.
Представитель «Вертолетов России» на запрос «Ведомостей» не ответил.