Депутат Госдумы предложил ограничить число разрешений на такси

Сервисы в ответ грозят повышением цен и возвращением черного рынка
Если как-то и ограничивать рынок такси, то за счет более тщательной проверки водителей, считают эксперты
Если как-то и ограничивать рынок такси, то за счет более тщательной проверки водителей, считают эксперты / Андрей Гордеев / Ведомости

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов предложил предоставить регионам право ограничивать число разрешений на такси. Эту идею он высказал в письме, которое 30 октября направил первому зампреду комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмиле Боковой. «Ведомости» ознакомились с документом, представитель депутата Старовойтова подтвердил его подлинность. Представитель сенатора Боковой сказал, что предложения получены: «Мы все предложения рассматриваем, постараемся учесть в законопроекте».

Представительница Саратовской области Бокова руководит временной комиссией при Совете Федерации, которая работает над концепцией регулирования такси в России, сказано в письме Старовойтова. В начале октября Бокова говорила, что законопроект о такси может быть внесен уже в осеннюю сессию. Документ в высокой стадии готовности, подтвердил представитель сенатора.

По мнению Старовойтова, субъектам России нужно дать право устанавливать максимальное число действующих разрешений на такси – для поддержания баланса спроса и предложения на рынке такси, а также для обеспечения достойного заработка водителей. Депутат предлагает оценивать, насколько жители обеспечены такси, и приводит пример экспертного заключения, что оптимальным количеством могло бы быть 30 действующих разрешений на 1000 жителей. Но, предполагает депутат, регионы могли бы рассчитывать потребности и иначе.

Зачем ограничивать

Ограничение количества разрешений, по мысли депутата, заложило бы основу для дальнейшего развития рынка такси и повышения безопасности и качества перевозок.

Сейчас в Москве, по данным сайта mos.ru, 49 777 действующих разрешений на такси, еще 85 554 разрешения действует в Московской области. В Москве, по данным Росстата на начало 2019 г., население – 12,6 млн человек, в Московской области – 7,6 млн. Если ориентироваться на предложение депутата, то и Москве, и области пока далеко до максимального числа разрешений на такси: в Москве их число могло бы составлять около 378 000, в области – около 228 000.

А агрегаторы против

Сервисы заказа такси негативно отнеслись к самой идее депутата Старовойтова. Инициатива плохо скажется на рынке, опасается, например, представитель «Ситимобила». Ограничение на количество разрешений спровоцирует рост нелегальных перевозок, так как появятся водители, которые не смогут попасть в эту квоту, рассуждает он.

О том же риске говорит и его коллега из «Яндекс.Такси»: искусственное ограничение предложения вызовет и рост цен, и рост черного рынка, где нет контроля над качеством услуг, безопасностью поездок и страхования.

В некоторых регионах еще рано говорить о введении ограничений на разрешения на такси, предполагает представитель «Ситимобила». Сейчас, напоминает он, есть области, где единого реестра лицензий просто нет.

В России пока нет причин ограничивать количество автомобилей такси, считает следом за онлайн-сервисами заказа и партнер Deloitte Антон Зыков. По его словам, если такой закон будет принят, поездки на такси подорожают, а прибыль сервисов-агрегаторов («Яндекс.Такси», «Ситимобил» и др.) снизится: чем меньше водителей будет сотрудничать с ними, тем меньше будет их доход. Зато таксопарки получат преимущество, предполагает Зыков: они смогут получать повышенный доход с помощью увеличения тарифов, комиссии с водителей или арендной ставки за машину.

Есть и коррупционные риски, продолжает Зыков: не могут не возникнуть вопросы о независимости чиновников при выборе получателей разрешений на перевозку такси.

Вопрос о качестве

Инициатива депутата Старовойтова может быть попыткой властей решить проблему большой доли некачественных услуг на региональных рынках такси, предполагает управляющий партнер Arthur D Little Russia Александр Ованесов. Но это вряд ли поможет, нужен комплекс мер, уверен он.

В ноябре 2018 г. замруководителя департамента транспорта правительства Москвы Дмитрий Пронин говорил агентству «Москва», что чиновники изучают вопрос ограничения числа такси в столице. Он упомянул, что несколько лет назад по просьбе департамента кафедра автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного университета рассчитала необходимое количество автомобилей такси в городе: «На тот момент это количество составляло 55 000–57 000 автомобилей». Представитель департамента транспорта не ответил на запрос «Ведомостей».

По словам финансового директора Gett (еще один агрегатор такси) в России Максима Жаворонкова, нужно регулировать не число разрешений на такси, а порядок и субъекты лицензирования: правильнее выдавать лицензии не на машины, а на людей.

Эту идею поддерживает и «Ситимобил», говорит его представитель и добавляет, что нужно создать систему верификации данных о водителе, куда включить проверку его водительских прав, судимостей по тяжким статьям, наличия медицинских противопоказаний и др.