«Аэрофлот» просит отменить требование об установке видеокамер в самолетах
Оно обойдется российским авиакомпаниям в сотни миллионов долларовТребование к российским авиакомпаниям оснащать самолеты видеокамерами и оборудованием для записи и передачи видеокартинки в режиме реального времени рассмотрит 5 ноября подкомиссия по оценке фактического воздействия правительственной комиссии по административной реформе. «Ведомости» ознакомились с подготовленными к заседанию материалами, их подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития. Подкомиссию возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин.
Российские авиакомпании должны с 2020 г. оснастить видеокамерами и передающим оборудованием поступающие к ним новые самолеты, с 2022 г. – поступающие самолеты, бывшие ранее в эксплуатации, а с 2025 г. – все свои самолеты. Этого требует постановление правительства от 2018 г. «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности». Именно его по предложению «Аэрофлота» и рассмотрит подкомиссия Орешкина, следует из материалов заседания.
Эти требования нарушают принцип равной конкуренции в зависимости от страны перевозчика, считает «Аэрофлот»: дополнительные расходы на их выполнение понесут только российские авиакомпании, что поставит их в неравное положение с летающими в Россию иностранными конкурентами, говорится в материалах.
В 2020–2025 гг. «Аэрофлот» планирует приобрести 28 широкофюзеляжных лайнеров Airbus 350, оснащение каждого только системой видеонаблюдения в минимальной комплектации обойдется в $282 000, а всей партии – в $7,9 млн, говорится в материалах. Но и тогда требования постановления не будут выполнены в полном объеме, потому что основные производители гражданских судов не имеют технических решений и не применяют на пассажирских лайнерах системы для передачи видеокартинки, говорится в материалах.
Дальнемагистральные суда есть только у группы «Аэрофлот» и чартерных авиакомпаний. Другие лидеры рынка летают на среднемагистральных лайнерах. Сейчас производители и их уполномоченные агенты предлагают устанавливать системы видеонаблюдения стоимостью от $250 000 до $350 000 в зависимости от типа судна, говорит сотрудник крупной авиакомпании. S7 в 2016 г. оценивала, что оснащение одного самолета оборудованием для онлайн-трансляции обойдется в $400 000–500 000 за судно. И это без учета затрат на сертификацию оборудования (сертификация ляжет на российского заказчика, так как в мире таких требований нет нигде) и на согласование с лизинговой компанией изменений в конструкцию самолета, говорилось в презентации S7.
Сейчас в парке российских авиакомпаний около 800 иностранных самолетов и примерно 100 российских SSJ100. Выполнение постановления о транспортной безопасности обойдется отрасли минимум в $585 млн даже в том случае, если флот не будет расти. Представители Airbus, Boeing, «Аэрофлота», S7 и Utair на запросы не ответили.
$650 000
минимум во столько обойдется выполнение постановления правительства о транспортной безопасности для каждого самолета, по оценке авиакомпаний. Но затраты могут быть выше – около $850 000 на судно, говорил собеседник в крупной авиакомпании
«Технические требования к оборудованию до сих пор не разработаны, как выполнять постановление – не известно», – говорит сотрудник российской авиакомпании. «В России до сих пор не создана инфраструктура для приема передаваемого изображения и не определен орган, отвечающий за анализ полученной информации и принятие на ее основе решений», – добавляет сотрудник крупной авиакомпании.
«Аэрофлот» предлагает отложить вступление в силу постановления до того момента, пока не появится необходимая для передачи изображения инфраструктура. Также было бы справедливо применять данные требования к иностранным авиакомпаниям, выполняющим перелеты в/из/через территорию России, говорит человек, близкий к группе «Аэрофлот».
Требование к российским авиакомпаниям оснащать лайнеры камерами и системами онлайн-трансляции установил Минтранс своим приказом еще в 2011 г. Выполнять его, как технически невозможное, несколько лет никто не требовал, но в 2016 г. Ространснадзор начал штрафовать авиакомпании за отсутствие видеокамер. Штрафы невелики – 50 000–200 000 руб. за первое нарушение, 200 000–500 000 руб. – за повторное. Но за нарушение требований транспортной безопасности может грозить уголовная ответственность до восьми лет. В 2016 г. из-за штрафов возник скандал, Минтранс внес в Госдуму законопроект о переносе требований на 2019 г., а в 2018 г. правительство своим постановлением сдвинуло их на 2020–2025 гг.
Подкомиссия Орешкина оценит, стоит ли в 2020 г. выносить требования нормативных актов на правительственную комиссию; последняя может решить, что тот или иной стоит пустить под регуляторную гильотину, и инициировать подготовку проекта постановления правительства, объяснил федеральный чиновник.
Представитель Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил.