РЖД готова дать скидку UC Rusal в обмен на рост экспорта алюминия
Но просит ФАС вернуть экспортную надбавку, от нее компанию освободили из-за санкций США«Российские железные дороги» (РЖД) готовы предоставить металлургическим компаниям скидку на дополнительный экспорт алюминия. Это должно частично компенсировать экспортную надбавку – 8%, – которую монополия хочет утвердить на этот груз в 2020 г., сообщил заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило (передал «Интерфакс»).
«Может быть, мы с вами прирост объемов зафиксируем? Мы вам могли бы под это дать скидку и поддержать вас», – сказал Шило советнику UC Rusal (единственный экспортер алюминия в России) Евгению Виноградову. Размер скидки он не назвал.
С 2019 г. на железных дорогах действует надбавка для всех экспортных перевозок, кроме нефтяных грузов и алюминия – для поддержки UC Rusal, попавшей в апреле 2018 г. в санкционный список США. В конце января 2019 г. США исключили компанию из списка. А в октябре РЖД обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением исключить алюминий из этого льготного списка. Раньше монополия могла сама вводить экспортные надбавки внутри тарифного коридора, установленного ФАС. Но с 2019 г. это может делать только антимонопольная служба.
«Решение будет принято с учетом оценки динамики перевозок и анализа всей совокупности коэффициентов, регулирующих перевозки данных видов грузов», – сказал представитель ФАС «Интерфаксу».
Алюминиевую промышленность освободили от экспортной надбавки в связи с санкциями и госмонополия расценивала это как меру государственной поддержки, сказал начальник тарифного департамента РЖД Владимир Варгунин: «Учитывая, что санкционные меры сошли на нет в отношении компании, мы видим, что в этой ситуации те договоренности, которые были базовыми, мы просто возвращаем».
Компания по-прежнему чувствует отголоски санкций, возразил Виноградов: «В прошлом году рынок отреагировал с опасением на эту ситуацию, цены на алюминий поднялись, кто-то на этом собрал хайп, до нас это долетело только косвенно. Мы потеряли объемы и были в крайних рисках по этой ситуации. Высокомаржинальный алюминий очень чувствителен к таким изменениям, и нам теперь приходится очень сложно, чтобы возвратить этот рынок».
Говорить о льготах на перевозку алюминия железнодорожным транспортом в принципе некорректно, считает представитель UC Rusal. По его словам, тарифы на данный вид груза являются одними из наиболее высоких в стране.
В течение нескольких лет РЖД устанавливала повышающий коэффициент на экспорт ряда грузов, включая алюминий. Основанием для этого служил дефицит пропускных способностей, хотя на практике экспортная надбавка применялась и в тех направлениях, где дефицита не было, говорит представитель UC Rusal. Летом 2018 г. монополия лишилась права устанавливать надбавки и теперь может предоставлять только скидки. По словам представителя UC Rusal, когда ФАС устанавливала экспортную надбавку, нефтяные грузы, алюминий и его сплавы освободили от доплат из-за и без того высоких тарифов.
Введение надбавки будет стоить UC Rusal дополнительно около $2 на 1 т груза, посчитал директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. В пересчете на экспорт 2018 г. (2,92 млн т) доплата может составить около $5,8 млн.
С учетом того, что в 2019 г. цены на алюминий снизились на 20% до $1750 за 1 т, ФАС вряд ли введет экспортную надбавку, даже если РЖД введет скидку на дополнительный экспорт, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Представитель ФАС не ответил на запрос «Ведомостей». Его коллега из РЖД отказался от комментариев.