«Транснефть» начала платить компенсации за грязную нефть

Первой деньги от монополиии получит венгерская MOL
Вид на нефтепровод «Дружба»
Вид на нефтепровод «Дружба» / ZSOLT SZIGETVARY / EPA TASS

Венгерская нефтегазовая компания MOL договорилась с российскими компаниями «Лукойл» и «Транснефть» о возмещении ущерба, нанесенного весной попаданием в российский экспортный нефтепровод «Дружба» загрязненной хлорорганическими соединениями нефтью. Соглашение об этом три компании подписали сегодня, 30 октября, сообщила MOL.

«Договор был подписан между Litasco (дочерний трейдер «Лукойла». – «Ведомости»), MOL и «Транснефтью», деньги все прошли», – сказал президент «Лукойла» Вагит Алекперов. «Мы заплатили MOL, а «Транснефть» нам компенсировала», – заявил он. Последнее подтвердил президент «Транснефти» Николай Токарев.

MOL станет первым покупателем российской нефти, которому «Транснефть» пообещала компенсации за поставки загрязненной нефти. Ранее о компенсациях удалось договориться только одному грузоотправителю – казахстанскому «Казтрансойлу», рассказал ее представитель: «Мы сдали в Самаре примерно 600 000 т нефти чистыми в начале мая и получили аналогичный объем в Усть-Луге уже с превышением вредных примесей». Сколько составит компенсация и когда она будет выплачена, представитель «Казтрансойла» не уточнил.

«Транснефть» и «Лукойл» возместят MOL убытки, «вызванные инцидентом, включая расходы на очистку полученной нефти», говорится в сообщении венгерской компании. MOL отмечает, что инцидент «не вызвал каких-либо перерывов в производстве топлива». У компании четыре НПЗ – по одному в Венгрии и Словакии, а также два в Хорватии.

Какова будет сумма компенсации, в сообщении MOL не указано, Алекперов отказался уточнить ее. Токарев также не стал раскрывать «коммерческие аспекты этой истории». Представители MOL, «Транснефти» и «Лукойла» не ответили на вопросы «Ведомостей».

На вопрос журналистов, почему не удается уладить аналогичный вопрос компенсаций с «Роснефтью», Токарев отвечать не стал, пояснив, что «не хочет портить себе настроение».

MOL с 2005 г. покупает нефть у «Лукойла». Первоначальный контракт предполагал поставки по 5 млн т нефти в год. Алекперов заявил, что сегодня, 30 октября, компания подпишет с MOL долгосрочный контракт до 2025 г. на поставку 4 млн т нефти в год, примерно на $10 млрд. Сколько именно сырья поставляется ежегодно, в релизе венгерской компании не говорится. Указано лишь, что сегодня же стороны подписали соглашение о намерениях продлить контракт до 2025 г.

Проблемы с качеством поставляемой по трубопроводу «Дружба» нефти начались 19 апреля. Тогда оператор белорусской части трубы – «Белнефтехим» заявил, что на Мозырский НПЗ в Белоруссии начала поступать нефть с превышением дихлорэтана. После этого Польша, Белоруссия и другие страны прекратили прием и прокачку.

Всего было загрязнено, по разным оценкам, 3–5 млн т нефти.

Часть сырья попало и к MOL, сообщает компания. 26 апреля она прекратила прием российской нефти. Загрязненное сырье было слито в отдельные резервуары и постепенно подмешивается в чистую нефть.

Поставки по «Дружбе» возобновились в июне, к докризисным уровням они вернулись в августе.

Совет директоров «Транснефти» в июле определил размер компенсаций грузоотправителям, т. е. нефтяным компаниям, за загрязнение их нефти в «Дружбе». За каждый баррель сырья она заплатит до $15. Это предельный размер выплат, подчеркивается в заявлении. Чтобы получить эти деньги, нефтяники «должны документально подтвердить понесенные убытки», предупреждала «Транснефть». Таким образом, общий размер компенсаций не превысит $45–75 млн.