«Л'Этуаль» хочет купить сеть магазинов «Подружка»
Оператор косметической сети подал ходатайство в ФАСОператор сети косметики и парфюмерии «Л'Этуаль» – «Алькор и Ко» – подал ходатайство о покупке 100% долей в компании «Табер трейд», управляющей сетью магазинов косметики «Подружка», сообщается на сайте Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). Ведомство зарегистрировало ходатайство 25 октября, но пока не приняло какого-либо решения. «Ведомости» ожидают комментариев от «Алькор и Ко» и «Табер трейда».
В соответствии с федеральным законом «О защите конкуренции» срок рассмотрения ходатайства составляет 30 дней с момента его получения, напоминает ФАС. Заинтересованные лица в этот период вправе представить в ФАС сведения о влиянии сделки на состояние конкуренции, говорится в уведомлении ведомства.
На зрелых рынках с замедленными темпами развития (а Россия сейчас относится к таким рынкам) один из самых эффективных способов развития и роста – это сделки слияния и поглощения, говорит Анна Дычева-Смирнова, гендиректор Reed Exhibitions в России, организатора бьюти-выставки Intercharm. Поэтому, рассуждает она, и могло появиться такое решение «Л'Этуаль» – выйти в сегмент магазинов у дома, дрогери, купив «Подружку». Сделки обеспечивают рост, быстрый выход на новый рынок, добавляет она: «За счет оптимизации расходов теоретически можно и улучшить маржинальность».
«Л’Этуаль» нужны новые драйверы роста, компания уже не растет прежними темпами, добавляет заместитель гендиректора по маркетингу и продажам косметической фабрики «Свобода» Арсен Долонц. По его словам, сделка выгодна «Л’Этуаль»: компания начнет работать в ценовом сегменте «средний» и «средний плюс», а также приобретет новую, более молодую аудиторию. Долонц оценивает «Подружку» в 10–15 млрд руб.
«Подружка» сейчас на пике эффективности, это сильный конкурент и раздражитель для «Л’Этуаль», говорит топ-менеджер одной из розничных компаний в сфере косметики и бытовой химии. «Почему бы и не убить двух зайцев?» – говорит он: владельцы «Подружки» получат деньги, а «Л’Этуаль» выйдет в новый сегмент небольших косметических магазинов и получит бизнес с хорошей эффективностью.
«Подружка» – наиболее привлекательный актив среди доступных для поглощения магазинов косметики и бытовой химии, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: у компании высокая рентабельность и нет долгов. Сделка даст «Л’Этуаль» хорошую синергию, добавив новый формат, считает он. Чистую выручку «Подружки» Бурмистров оценивает в 15 млрд руб. Сумма сделки составит не менее 5,5 млрд руб., полагает эксперт.
По данным Infoline, «Л'Этуаль» – крупнейший парфюмерно-косметический ритейлер в России. Его выручка в 2018 г., по оценке аналитиков этого агентства, – 82,5 млрд руб. Ближайший конкурент – сеть «Рив гош» с оборотом 36,2 млрд руб. за 2018 г., по данным Infoline. «Алькор и Ко» принадлежит кипрской компании Letu Holdings Limited.
«Подружка» открыла первый магазин еще в 2005 г. Ее учредители и совладельцы – выходцы из производителя молочной продукции «Вимм-билль-данн». Учредителем ООО «Табер трейд» был Михаил Дубинин, один из основателей «Вимм-билль-данна». Позднее Дубинин вышел из капитала ритейлера. Сейчас 80% «Табер трейда» принадлежит Татьяне Тарасовой, по 10% – Павлу Смирнову и Дмитрию Тамурке. Тамурка ранее руководил продажами в молочной компании. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», выручка «Табер трейда» в 2018 г. увеличилась на 19,2% и составила 15 млрд руб. Чистая прибыль составила на уровне 863,6 млн руб. по сравнению с 755,6 млн руб. годом ранее.