Продавцы холодильников и смартфонов не ждут бурного роста в России
Рынок достиг стадии зрелости, считают ониРост рынка электроники и бытовой техники в III квартале 2019 г. замедлился, сообщил со ссылкой на GfK Russia крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники – группа «М.видео-Эльдорадо». По данным GfK Russia, за 9 месяцев 2019 г. рынок вырос на 4,8 %. А в январе – июне рост был быстрее: на 7%, по данным Infoline.
По сравнению с началом года рынок начал снижать темпы роста, подтвердила «Ведомостям» ведущий эксперт отдела исследований промышленных товаров GfK Russia Гульназ Рахматуллина. Это, по ее словам, ожидалось: в начале года рынок подогревался ростом среднего ценника из-за очередной девальвации рубля.
А в августе 2019 г. продажи техники и электроники в России даже сократились год к году, отметила эксперт: одна из причин – год назад перед слиянием с «М.видео-Эльдорадо» и уходом с рынка шла распродажа немецкой MediaMarkt. Также растет закредитованность россиян, это негативно влияет на активность потребителей, добавила Рахматуллина.
Представитель «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева считает, что рынок вернулся к нормальным темпам роста на 4–5%, которые поддерживаются заменой устаревшей или вышедшей из строя техники и новыми продуктами. Замедление роста в этом году вызвано насыщением рынка, подтверждает директор по закупкам «Ситилинка» Павел Комаров.
В последние несколько лет продажи бытовой техники и электроники в России росли на 2–8%, за исключением скачков в 2015 и 2018 гг., по данным GfK. В 2015 г. рынок упал на 14% на фоне девальвации рубля, в 2018 г. – вырос на 17%, в том числе благодаря чемпионату мира по футболу, поясняет Андреева.
Основной драйвер роста рынка сейчас – смартфоны, носимые устройства (умные часы и трекеры) и связанные с ними сервисы и аксессуары, говорит Андреева. За 9 месяцев 2019 г. продажи таких товаров в России выросли на 8%.
Также довольно хорошо растут продажи техники для ухода за домом и собой, т. е. мелкой бытовой техники, по данным «М.видео-Эльдорадо»: +7% за 9 месяцев 2019 г. Продажи крупной бытовой техники, телевизоров в стране выросли лишь на 3–4%.
Пока позитивных тенденций в реальных располагаемых доходах населения нет, констатирует Хюберт де Хаан, гендиректор «БСХ Россия» (бренды Bosch, Siemens, Gaggenau и Neff). По его словам, из-за этого снижается спрос на холодильники и стиральные машины. Но зато растет спрос на посудомоечные и сушильные машины, отмечает он: пока лишь у небольшого числа домохозяйств в России есть такая техника, поэтому есть возможности для роста в ближайшие годы.
По словам сооснователя сети DNS Дмитрия Алексеева, основная причина замедления роста рынка – низкий уровень благосостояния населения России. Также негативно повлияло повышение НДС с этого года. В конце 2018 г. уже было заметно, что спрос на электронику и бытовую технику падал, вспоминает Алексеев: сейчас ситуация не изменилась и пока предпосылок к росту рынка до конца 2019 г. нет.
Опрошенные «Ведомостям» участники рынка не ждут резкого роста рынка техники и электроники и в 2020 г. Продажи крупной бытовой техники могут вырасти сдержанно, на 3–5%, оценивает директор по маркетингу Beko в России и Белоруссии Артем Ефимов. Рынок потребительской электроники может также вырасти незначительно – на 3%, полагает вице-президент по закупкам и развитию бизнеса «Связного» Михаил Комков. «М.видео-Эльдорадо» ждет роста рынка в пределах однозначных цифр в 2019 и 2020 гг.
Если макроэкономическая ситуация не изменится (нефть не подорожает, а рубль не укрепится), не стоит ожидать роста рынка электроники и техники более чем на 7–9% в 2020 г., добавляет Комаров из «Ситилинка».