Поставки самолетов SSJ100 в этом году упадут до минимальных за семь лет
В 2020 году без новых контрактов роста не будетКомпания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в 2019 г. должна поставить 15 новых Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), рассказали два человека, близких к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая владеет ГСС. 10 судов в лизинг должен получить «Аэрофлот», пять – региональные авиакомпании, клиенты Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), уточнили собеседники «Ведомостей».
Это будет означать снижение поставок на 30% по сравнению с 2018 г. и до минимальных значений за последние семь лет. Поставки российского регионального самолета стартовали в 2011 г., только в первый год и в 2012 г. они были ниже, чем ожидается в этом году.
В 2016–2018 гг. основным покупателем SSJ100 была ГТЛК, которую докапитализировал бюджет на половину стоимости каждого самолета. Это позволяло ГТЛК устанавливать льготную лизинговую ставку, она законтрактовала у производителя 44 SSJ100, 39 из которых были поставлены в предыдущие годы. В этом году завершаются поставки этой партии. «Российские авиакомпании, которые могли обновить или пополнить парк «Суперджетом», уже взяли этот самолет, в нынешних условиях крупные поставки возможны только «Аэрофлоту», – объясняет падение поставок человек, близкий к ОАК.
Ранее ГСС экспортировала свои суда: 22 были поставлены мексиканской Interjet, семь – ирландской Cityjet. Однако зарубежные поставки закончились в 2017 г., мексиканцы отказались получать оставшиеся от заказа восемь лайнеров и хотят продать имеющиеся, ирландский перевозчик заказывал 15 судов, но в этом году отказался даже от первых семи из-за низкого налета.
Пять лайнеров ГТЛК должны быть распределены следующим образом: три возьмет базирующаяся в Ростове-на-Дону и Краснодаре авиакомпания «Азимут» (два уже получены, один планируется передать в конце ноября), один в ближайшее время получит череповецкая «Северсталь» (принадлежит одноименному металлургическому холдингу), получатель еще одного самолета пока не определен, рассказали три топ-менеджера этих авиакомпаний и человек, близкий к Минтрансу.
1
ремаркетированный SSJ100 поставила ГТЛК в этом году: его получила авиакомпания «Якутия», ранее он эксплуатировался авиакомпанией «Ямал».
Ранее, в 2011–2018 гг., были поставлены 17 ремаркетированных SSJ100
Передача пятого лайнера планируется до конца года, говорит представитель ГТЛК, не называя авиакомпанию. Поставки «Аэрофлоту» в этом году еще не начались, но национальному перевозчику должны успеть поставить все 10 самолетов до конца года, говорят два человека, близких к ОАК. Лайнеры для «Аэрофлота» уже изготовлены и находятся в Комсомольске-на-Амуре (завод-изготовитель), Ульяновске (входящий в ОАК завод «Авиастар-СП» занимается интерьером SSJ100) и Жуковском (в Летном исследовательском институте им. Громова проходят испытания перед передачей заказчику), они могут быть поставлены очень быстро, рассказывает один из собеседников «Ведомостей».
«Северсталь» готовится получить «Суперджет», подтвердил ее представитель. Его коллеги в «Аэрофлоте» и «Азимуте» не ответили на запросы «Ведомостей». «Аэрофлот» в 2018 г. в дополнение к 50 уже имеющимся SSJ100 заказал еще 100 таких самолетов, точные сроки их поставки пока не определены.
Чтобы ГТЛК продолжила закупки лайнера, ей нужны деньги из бюджета. «Мы подали заявки в правительство. Мы хотели бы продолжать покупать по 4–6 SSJ100 в год», – говорил в интервью «Ведомостям» в начале сентября гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин. В бюджете на плановый период 2020–2021 гг. докапитализация ГТЛК в 2020 г. для закупки SSJ100 не предусмотрена, сказал представитель Минтранса. Возможно, средства на закупку нескольких лайнеров все же будут выделены, говорит человек, близкий к Минтрансу.
Это не позволит увеличить поставки SSJ100 до 30 шт. в год (лучший результат, показанный в 2017 г.) – и тем более до 40 шт., что обеспечило бы ГСС безубыточную работу. Представитель ГСС на вопрос о поставках говорит только, что заказы на лайнер есть, но компания не объявляет о них заранее, а сообщает о поставках только по факту передачи самолетов.
Требуется серьезная техническая модернизация самолета для устранения недостатков и повышения его эффективности, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак: «Без этого у лайнера мало коммерческих перспектив». «Для роста поставок в России лайнеру нужны новые меры поддержки», – считает человек, близкий к ОАК.