Evraz Абрамовича и партнеров представил обновленную стратегию
Компания инвестирует $1,34 млрд за четыре года в расширение мощностей18 октября на дне инвесторов в Лондоне Evraz Романа Абрамовича и Александра Абрамова представил обновленную стратегию. В планах компании на 2020–2023 гг. – довести ежегодные инвестиции до $1 млрд. (Прежний план состоял в инвестициях от $830 млн до $990 млн в период с 2019 по 2022 г.) 50% капитальных затрат Evraz направит на поддержание действующих мощностей, более трети средств поступит на реализацию новых проектов.
Ключевые инвестиционные проекты компании – модернизация рельсобалочного стана на Нижнетагильском металлургическом комбинате, строительство производства плоского проката на Западно-Сибирском металлургическом комбинате и новое производство 100-метровых рельсов мощностью 600 000 т на американском заводе в Пуэбло (штат Колорадо). Инвестиции в эти проекты с 2020 по 2023 г. составят $1,34 млрд, сказано в презентации компании. Окончательное инвестиционное решение по всем трем проектам будет принято в 2020 г. По планам компании запущены новые мощности будут в 2022–2023 гг. и уже к 2025 г. принесут дополнительные $337 млн EBITDA ($3,8 млрд в 2018 г.).
Когда новые мощности заработают, продажи стальной продукции на ключевых для компании рынках заметно увеличатся, рассчитывают в Evraz. В первую очередь речь идет о России и США, на которые приходится 59% выручки компании от продаж стали по итогам 2018 г. Предполагается, что в 2024 г. продажи российского дивизиона Evraz вырастут на 7,5% до 10,7 млн т, в американского – на 11,5% до 2,6 млн т. В целом компания рассчитывает, что потребление стали в мире будет расти: на 2,4% – в этом году, еще на 1,1% – в следующем, когда оно достигнет 1,7 млрд т. Потребление стали в России будет увеличиваться быстрей, прогнозирует компания: на 3,1% – по итогам 2019 г., еще почти на 4% – по итогам 2020 г., до 43 млн и 44 млн т соответственно. Преимущественно рост потребления стали в стране будет обеспечен национальными проектами.
Российские металлурги станут основными бенефициарами «инфраструктурного бума» в России, указывали в отчете аналитики «ВТБ капитала». В 2019–2025 гг. государство планирует потратить $170 млрд на национальные проекты. Среди них проект порта Тамань, возможно, мост на Сахалин, развитие московской транспортной системы, возможно, высокоскоростная магистраль Москва – Казань, которые в сочетании с поддержкой рынка недвижимости и промышленного экспорта могут значительно увеличить внутреннее потребление стали, прогнозировали эксперты. По их подсчетам, на каждые $10 млрд инвестиций потребуется дополнительно 2,2 млн т стали. Соответственно, на программу стоимостью $170 млрд потребуется дополнительно 40 млн т стали.
Излишнего оптимизма относительно спроса на сталь от нацпроектов испытывать не стоит, не согласна аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. На проекты, связанные с жилищным строительством, выделяется относительно небольшая сумма, кроме того, в паспорте проекта нет конкретных финансовых мер поддержки, например субсидирования ипотеки или прочих мер, замечает эксперт. Достаточно существенные суммы выделяются на транспортную и автодорожную инфраструктуру, а для строительства автодорог большого количества стали не требуется. Заметнее всего Evraz, как производитель рельсов, может выиграть от проектов, связанных с расширением железнодорожной инфраструктуры, заключает Ализаровская. «Рост спроса на сталь для национальных проектов будет растянут во времени и не будет столь выраженным», – уверена она.
В целом сейчас не лучшее время для крупных инвестиций в стальное производство, продолжает эксперт: на рынке переизбыток мощностей, а для повышения эффективности производства не нужны гигантские капитальные вложения. «И совсем не случайными выглядят заявления, сделанные в прошлом году крупными российскими металлургами, о наращивании инвестиций как раз после инициативы [помощника президента Андрея] Белоусова по изъятию сверхдоходов в металлургии и химии», – заключает Ализаровская.
Заявленная инвестиционная программа не станет слишком сложной для компании, уверен аналитик «ВТБ капитала» Дмитрий Глушаков: долговая нагрузка Evraz не представляет угрозы для стабильности компании, даже несмотря на оси капитальных затрат и низкие цены на сталь. «К тому же, учитывая волатильность рынка стали, цены на нее, скорее всего, восстановятся к моменту завершения инвестпрограммы», – заключает эксперт.
Дисклеймер: В заметке скорректированны данные о структуре выручки по регионам и о прогнозе по продажам компании.