Минпромторг поручил разработку нового «кукурузника» заводу Махмудова

Конкурс на 1,25 млрд рублей выиграла одна из структур УГМК
Минпромторг решил не развивать ростеховский проект легкого самолета «Байкал»
Минпромторг решил не развивать ростеховский проект легкого самолета «Байкал» / Александр Кряжев / РИА Новости

Минпромторг опубликовал протокол аукциона на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий – победителем признана компания «Байкал инжиниринг», контракт с ней будет заключен по стартовой максимальной цене 1,25 млрд руб.

К 15 декабря 2020 г. победитель должен изготовить техническую документацию и опытный самолет для статических испытаний, его взлетно-посадочные характеристики должны соответствовать или превосходить характеристики знаменитого «кукурузника» Ан-2. Эти произведенные еще при СССР самолеты малой авиации до сих пор являются основными на местных воздушных линиях и используются в сельхозработах. Новый самолет должен иметь крейсерскую скорость 300 км/ч и быть в состоянии летать с коммерческой нагрузкой 2 т на расстояние не менее 1500 км. «Кукурузник» развивает скорость 150–190 км/ч, может брать на борт до 1,5 т груза, дальность полета составляет 990 км.

«Байкал инжиниринг» создан в феврале этого года и на 100% принадлежит Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). УЗГА – крупнейшее частное авиапромышленное предприятие в России, принадлежит Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, собирает по лицензии легкий вертолет Bell 407GXP и чешский региональный самолет на 19 мест L-410 (чешская компания также принадлежит УГМК). Выручка УЗГА в 2018 г. по РСБУ составила 15,9 млрд руб., чистая прибыль – 353 млн руб.

В аукционе участвовало две компании – «Байкал инжиниринг» и УЗГА.

По сути, проект легкого самолета на замену Ан-2 был отобран у холдинга «Вертолеты России», входящего в госкорпорацию «Ростех». В 2018 г. было объявлено, что самолет будет разработан «Вертолетами России» и будет производиться на Улан-Удэнском вертолетном заводе, поэтому самолет окрестили «Байкалом». Завод заключил контракт с авиакомпанией «Полярные авиалинии» (принадлежит Республике Якутии, самому большому по площади региону России) на поставку ей в 2021–2025 гг. 200 «Байкалов». Это должен был быть композитный самолет типа биплан вместимостью 9 пассажиров. Его стоимость предполагалась на уровне 200 млн руб.

>360 самолетов

вместимостью 9–19 мест потребуется в России к 2025 г., прогнозировал ГосНИИ гражданской авиации. К 2030 г. потребность составит 600 шт.

Входящее в «Вертолеты России» КБ «Камов» разработало аванпроект «Байкала», был изготовлен демонстратор, напоминает человек, близкий к «Ростеху». Но в конкурсе КБ «Камов» не участвовало. Похоже, он был формальностью: председатель совета директоров крупнейшей частной авиакомпании S7 Group Владислав Филев рассказывал «Ведомостям», что еще в середине августа Минпромторг объявил, что «Байкала» не будет. А вместо него будет разрабатываться совсем другой самолет – алюминиевый моноплан. Филев считает, что он будет намного менее эффективен, чем композитный биплан. S7 Group хочет развивать региональные перевозки и хотела заказывать именно «Байкалы». О причинах такого решения Минпромторг на том совещании, по словам Филева, ничего не сообщил.

Федеральный чиновник говорил «Ведомостям» еще до объявления результатов, что проект получит УЗГА. Правда, самолет его разработки должен стоить не более 120 млн руб. (вместо 200 млн руб.), сказано в условиях конкурса.

Представитель Минпромторга не объясняет, почему было решено отказаться от «Байкала». Этот самолет является только демонстратором, направленным на проведение исследований в области перспективных воздушных судов малой авиации, говорит представитель министерства.

Серийное производство разработанного «Байкал инжинирингом» самолета будет все равно развернуто на Улан-Удэнском вертолетном заводе, добавляет представитель Минпромторга. Но так как проект будет разработан УЗГА, то он будет выбирать всех поставщиков комплектующих, для «Вертолетов России» это было бы не полноценным производством, а скорее контрактной сборкой с гораздо меньшей рентабельностью, говорит сотрудник авиастроительного предприятия.

Представители «Вертолетов России» и «Ростеха» от комментариев отказались. Представитель УГМК на запрос не ответил.

Так как УЗГА начнет разработку заново, то высоки риски, что поставки самолетов не начнутся в 2021–2022 гг., говорит участник совещаний в Минпромторге на эту тему. К тому же непонятно, что делать с контрактом на поставку 200 «Байкалов» «Полярным авиалиниям».

Уточнение. В предоставленном после сдачи номера комментарии представитель УГМК проинформировал, что сведения о принадлежности УЗГА Уральской горно-металлургической компании полностью не соответствует действительности.