«Лукойл» получил 5% нефтегазового месторождения в ОАЭ
Сделка стоимостью $190 млн должна увеличить добычу российской компании на 300 000 т нефти в годВо время визита президента России Владимира Путина в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов подписал документы о закрытии сделки по приобретению 5% в концессии по разработке шельфового проекта Гаша (Ghasha). Участие в концессии обошлось «Лукойлу» в $190 млн, говорится в сообщении государственного нефтегазового концерна ОАЭ. Страна рассматривает проект как ключевой для развития собственного энергетического сектора, цитируются в сообщении ADNOC слова министра энергетики королевства и гендиректора компании Султана Ахмеда аль-Джабера. «Участие в проекте [в ОАЭ] полностью соответствует нашей стратегии», – цитируются слова Алекперова в заявлении компании.
Гаша – проект, объединяющий девять мелководных месторождений газа, нефти и газового конденсата в Персидском заливе к западу от Абу-Даби. Оператор и владелец контрольной доли в проекте – ADNOC. Кроме нее в участниках проекта итальянская Eni (25%), немецкая Wintershall (10%) и австрийская OMV (5%). Предполагается, что начало добычи на Гаше начнется в 2020 г., а на полную мощность проект должен выйти к 2025 г. Добыча при этом составит около 40 млн куб. м газа и 120 000 барр. нефти и газового конденсата в сутки. Из них на долю «Лукойла» по концессии придется примерно по 300 000 т нефти (0,34%) и по 730 млн куб. м газа в год (2,2% к уровню добычи компании в 2018 г.).
«Лукойлу» нужно оправдывать ранее взятые на себя обязательства перед акционерами, рассуждает аналитик АКРА Василий Танурков. В 2018 г. компания обязалась половину сверхдоходов (при стоимости нефти выше 3000 руб. за 1 барр.. – «Ведомости) направлять на выкуп акций, вторую половину – инвестировать в развитие. «И если с первой частью нет никаких проблем, то со второй сложнее, – рассуждает Танурков. – Компании приходится активно инвестировать в зарубежные проекты, поскольку в России доступ ко всем хорошим месторождениям уже ограничен или отсутствует. Есть, конечно, к примеру, Пайяхское месторождение «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова с запасами под 500 млн т, но участием в проекте активно интересуется «Роснефть».
Это вторая крупная инвестиция «Лукойла» в этом году. Летом компания закрыла сделку по покупке 25% в проекте Marine XII на шельфе Конго. Долю «Лукойл» выкупил за $800 млн у Citibank, который, в свою очередь, получил актив за долги предыдущего ее владельца – британской New Age, говорил собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон сделки. Компания рассматривает возможность вступить в кооперацию с оператором проекта и построить СПГ-завод на территории Конго, который мог бы использовать газ Marine XII.
«В отличие от Саудовской Аравии, которая планирует продать 5% Saudi Aramco при IPO, государственная нефтегазовая компания ОАЭ – ADNOC – привлекает иностранных инвесторов за счет продажи долей в проектах», – комментирует старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Он считает, что Гаша – проект амбициозный, цель Абу-Даби – повысить добычу газа в стране, перевести на него энергогенерацию, чтобы увеличить экспорт нефти и снизить закупки СПГ, а в перспективе стать нетто-экспортером СПГ.
Одновременно с этой сделкой РФПИ подписал с ADNOC и «Лукойлом» меморандум «о будущем сотрудничестве». Речь идет именно о совместных инвестициях в проект, подчеркивает собеседник, знакомый с текстом меморандума. На какую долю в концессии рассчитывает РФПИ, представитель фонда говорить отказался.