Ozon меньше чем за два года стал лидером по размеру собственной сети постаматов
У интернет-магазина уже более 4500 автоматизированных пунктов выдачиНа 10 октября 2019 г. сеть одного из крупнейших онлайн-магазинов России – Ozon достигла 4511 собственных терминалов, 6222 – с учетом партнерских. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель интернет-компании. Он считает, что теперь Ozon Box – крупнейшая собственная сеть постаматов в России.
На весну 2019 г. лидерами по числу собственных автоматизированных пунктов выдачи в России были Qiwi Box и PickPoint, а всего в стране насчитывалось 5843 таких терминала, по информации Data Insight.
Данные Qiwi Box и PickPoint подтверждают – Ozon опередил конкурентов. У Qiwi Box на 10 октября – 1905 собственных терминалов, партнерских нет; у PickPoint – 2100 собственных постаматов, 5397 – с учетом партнерских.
В отличие от специализированных операторов Ozon начал активно строить сеть постаматов недавно, в 2018 г. Это один из наиболее востребованных способов доставки покупок, говорит его представитель: почти четверть, 23%, всех заказов Ozon доставляются в постаматы.
Покупатели выбирают такую доставку из-за меньшей стоимости по сравнению с курьерской – такой результат показал опрос потребителей аналитиками из Data Insight летом 2019 г.
По словам гендиректора PickPoint Надежды Романовой, у онлайн-покупателей растет спрос на доставку в автоматизированные пункты выдачи. К 2025 г. число постаматов в России, по ее прогнозам, дорастет до 20 000–25 000.
Сети постаматов активно развиваются не только в России, но и за рубежом, говорит Романова. В США, напоминает она, более 20 000 автоматизированных пунктов выдачи, ими пользуется 35–40% онлайн-покупателей для получения заказов. В Германии, Польше и странах Прибалтики – около 20 000 постаматов, чаще всего они устанавливаются на улицах. В Китае уже работает 200 000 терминалов, постаматы там появились около двух лет назад, перечисляет руководительница PickPoint.
Для продавцов постаматы выгоднее, например, курьерской доставки, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Курьерская доставка связана с множеством рисков, особенно высоки они при продаже одежды и обуви, отмечает Бурмистров. У продавцов таких товаров, по его оценке, расходы на курьерскую доставку выше всего: заказы крупные, частично не выкупаются, так как люди заказывают несколько размеров, а курьер тратит больше времени из-за ожидания во время примерки.
Рост спроса на доставку в постаматы вынудил Ozon устанавливать более крупные терминалы, говорит его представитель. Сначала компания устанавливала аппараты с 15–23 ячейками, а сейчас среднее число ячеек в стандартном постамате Ozon Box достигло 23.
Представитель Ozon отказался раскрыть затраты на установку одного аппарата.
По оценке Бурмистрова, установка одного стандартного постамата обходится Ozon в 250 000 руб., но цена может увеличиваться в зависимости от размера партии заказанных локеров, сроков их доставки, условий оплаты. Получается, что создание сети из 4511 собственных постаматов могло обойтись Ozon более чем в 1,1 млрд руб.
Ozon до конца 2019 г. хочет увеличить собственную сеть постаматов более чем до 7000 точек и примерно до 9000 – с учетом партнерской, т. е. примерно в полтора раза, говорит его представитель.
У Qiwi Box, по словам ее представителя, к этому времени будет 2205 терминалов; у PickPoint – 2900 собственных и 6597 – с учетом партнерских, приводит данные ее представитель.
Быстрый рост сети терминалов Ozon обеспечит за счет партнерств с крупными ритейлерами, говорит представитель интернет-магазина.
В числе партнеров представитель Ozon назвал X5 Retail Group, «Дикси», «Детский мир». На площадях их магазинов Ozon устанавливает свои постаматы.
Например, в рамках сотрудничества с «Х5 омни» («дочка» X5 для развития технологической платформы) до конца 2020 г. Ozon установит 4000 постаматов в «Пятерочках». Посылки Ozon можно получить в кассах этих магазинов, а также в пунктах выдачи заказов и постаматах 5 Post, которыми управляет «Х5 омни», и ее партнеров.