Россия защищается от европейских лоукостеров

Режим открытого неба в Санкт-Петербурге может быть введен с огромными ограничениями
Российские авиакомпании опасаются конкуренции с европейскими лоукостерами в режиме открытого неба
Российские авиакомпании опасаются конкуренции с европейскими лоукостерами в режиме открытого неба / Александр Гальперин / РИА Новости

Российские авиакомпании предлагают Минтрансу разрешить иностранным конкурентам полеты из Санкт-Петербурга в режиме открытого неба только в города не ближе 200 км к тем, куда уже летают из Санкт-Петербурга российские перевозчики. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники трех авиакомпаний и человек, близкий к Минтрансу.

Режим открытого неба, который правительство планирует установить для Санкт-Петербурга, позволит летать в «Пулково» любым иностранным авиакомпаниям независимо от страны их регистрации и с любой частотой. Сейчас воздушное авиасообщение России с другими государствами регулируется двусторонними соглашениями, в них оговорены допустимые маршруты между двумя странами, количество перевозчиков с каждой стороны и максимальное количество рейсов. Поэтому летать в Россию авиакомпании могут только из страны своей регистрации. Это считается главной причиной, почему на российский рынок не выходят ведущие европейские лоукостеры – ирландская Ryanair, британская EasyJet и Norwegian. В Москву летает четвертый европейский лоукостер – Wizz Air: из Будапешта и Лондона (его «дочка» Wizz Air UK).

Компания «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС; концессионер аэропорта «Пулково») просит правительство установить режим открытого неба в Санкт-Петербурга для 33 стран Европы. По расчетам концессионера, это даст «Пулково» дополнительно 5,9 млн пассажиров к 2025 г. В 2018 г. аэропорт принял 18,1 млн человек. В случае установления открытого неба полеты в Санкт-Петербург готовы начать Ryanair, EasyJet и Wizz Air, рассказывал сотрудник ВВСС.

Минтранс поддерживает введение открытого неба именно с такими ограничениями в 200 км, утверждают собеседники в двух авиакомпаниях и человек, близкий к Минтрансу. Министерство против полной либерализации и будет выступать за ограничения в том или ином виде, говорит сотрудник третьей авиакомпании и человек, близкий к Минтрансу. Открытое небо устанавливается решением правительства. Курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов также поддерживает ограничения, уверяет один из собеседников.

Ограничение в 200 км серьезно нарушило бы планы ВВСС. Аэропорт планировал к 2025 г. за счет открытого неба привлечь больше всего дополнительных пассажиров из Германии – 514 000. Но авиакомпания «Россия» («дочка» «Аэрофлота») летает из Санкт-Петербурга в четыре крупных немецких города – Берлин, Мюнхен, Гамбург и Дюссельдорф. К последнему слишком близко расположен Франкфурт, который тоже будет недоступен для открытого неба. Вторая по размеру ставка у ВВСС была на Францию – 496 000 дополнительных пассажиров. «Россия» летает из «Пулково» в Париж, а S7 – в крупнейший город Лазурного берега Ниццу. Из Великобритании аэропорт ждал прибавку 375 000, но «Россия» летает в Лондон. Из Италии ожидалось дополнительно 357 000 пассажиров, «Россия» уже летает в Рим и Милан, а S7 – в Верону. Испания могла бы принести 343 000 человек, но в Барселону летают все те же «Россия» и S7. Аналогичным образом заблокированными могут оказаться Австрия, Швейцария и Греция. Из Санкт-Петербурга российские авиакомпании не покрывают Скандинавию и города Восточной Европы (кроме Праги, куда также летает «Россия»).

«В настоящее время по данным вопросам идут переговоры. До достижения финальных договоренностей комментировать преждевременно», – заявил представитель ВВСС.

«Такие ограничения серьезно снизили бы возможности для лоукостеров. Хотя для Wizz Air, которая очень хорошо работает в Восточной Европе, проект все равно был бы интересен», – полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Введение в Санкт-Петербурге открытого неба без ограничений всерьез ударило бы не только по «России», но и по самому «Аэрофлоту», уверена она: национальный перевозчик летает из «Пулково» только в Москву, зато получает большое количество трансферных пассажиров на свои рейсы из «Шереметьево». По грубым оценкам, до 25% желающих улететь из Санкт-Петербурга – неважно, за рубеж или в другой город России – в итоге летят до Москвы, сначала добираясь до столицы поездом или самолетом, ведь маршрутная сеть крупнейших авиакомпаний из Москвы несравнимо шире, говорит Сахнова.

«Мы в целом не против снятия ограничений для воздушного сообщения, – замечает президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. – Но необходимо всесторонне и взвешенно просчитать последствия, будет ли этот шаг во благо жителей Санкт-Петербурга, если в итоге доступ на международный рынок для российских авиакомпаний будет ограничен из-за неравной конкуренции. Кто-то доказал, что существует большой неудовлетворенный спрос на международные перевозки из Санкт-Петербурга? Или что российские авиакомпании массово не используют доступные международные частоты из Санкт-Петербурга? Вообще, авиасообщение идеально развивать на условиях паритетности, но для России режим открытого неба не установила ни одна европейская страна».

Европейские лоукостеры выдавили бы российские авиакомпании с рынка международных перевозок из Санкт-Петербурга, уверены сотрудники двух авиакомпаний. А международные перевозки в целом для российских авиакомпаний прибыльны, тогда как внутрироссийские – убыточны, добавляет один из них. Надо как минимум ограничить полеты европейских лоукостеров в рамках открытого неба в пункты массового туризма россиян, этот проект призван развивать въездной туризм, лоукостеры должны возить в Санкт-Петербург иностранцев, говорит сотрудник российской авиакомпании.

«Представление о том, что любой билет на Ryanair или EasyJet можно купить за несколько десятков евро, – миф. Если вы студент и вам через полгода лететь налегке к родителям, вы купите билет дешево. А если лететь через неделю, цена будет сопоставима с ценами классических перевозчиков», – отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Низкие цены в Санкт-Петербург лоукостеры установили бы только на период пожирания российских конкурентов, уверен он.

«Россия» неактивно развивала маршрутную сеть из Санкт-Петербурга, потенциал города больше, история с открытым небом наверняка стимулирует ее и другие российские авиакомпании к более решительным действиям», – добавляет Сахнова.

Представители Минтранса, «Аэрофлота», S7 и Ryanair на запросы не ответили. Представители Акимова, EasyJet и Wizz Air от комментариев отказались.

Российские авиакомпании опасаются конкуренции с европейскими лоукостерами в режиме открытого неба