Клиники ЕМС начнут распознавать лица пациентов

Такая технология может увеличивать пропускную способность и уменьшать очереди
PhotoXPress

Европейский медицинский центр (European Medical Center, EMC) планирует использовать в клиниках технологию распознавания лиц, сообщил «Ведомостям» представитель компании. По его словам, до конца 2019 г. она будет запущена в двух медицинских центрах – в Спиридоньевском переулке и на Трифоновской улице. Планы развития системы и инвестиции в проект он не раскрыл.

ЕМС – третья по выручке сеть частных клиник в России после клиник «Мать и дитя» и «Медси», по данным журнала Forbes за 2017 г. Выручка компании в 2018 г. – 13,5 млрд руб. Основные владельцы EMC – основатель производителя соков «Нидан» Игорь Шилов (68%) и фонд под управлением Baring Vostok (28%). ЕМС работает в премиальном сегменте: средний чек в его клиниках в 2018 г. составлял 16 800 руб. У компании семь медицинских учреждений.

Распознавание лиц нужно для удобства пациентов, объяснил представитель EMC: клиента опознают уже на входе – не нужно идти к регистратуре и сообщать о приходе. Также EMC планирует запустить оплату с использованием биометрии (фото), без банковских карт. Совладелец системы для оплаты по биометрическим данным Swip Анатолий Райхтер утверждает, что оплата по изображению абсолютно безопасна: точность распознавания лица из расчета на 1 млн человек – 99,7%.

Еще одна услуга – онлайн-навигатор: после выдачи направления пациенту система проложит маршрут к нужному кабинету. Чтобы воспользоваться сервисом, пациенту нужно будет предоставить свое согласие. В случае отказа он будет обслуживаться по старой схеме.

Кто будет разрабатывать для EMC эту систему, представитель компании не говорит. По данным американского рейтинга Национального института стандартов и технологий (NIST), сейчас на этом рынке в России два основных игрока – NtechLab и VisionLabs. Их представители сообщили, что к проекту EMC они отношения не имеют.

В проекте нет прямой экономической выгоды, говорит представитель EMC. Но, как отмечает представитель Центра речевых технологий (разработчик инновационных систем, в том числе в сфере распознавания лиц), подобные системы могут увеличивать пропускную способность в часы пик и уменьшать очереди в клиниках. А бизнес-консультант по безопасности Cisco Алексей Лукацкий не видит необходимости использовать систему распознавания лиц в медицинской сфере: у человека, пришедшего на прием к врачу, нет проблемы доказать личность любым иным способом.

Затраты на внедрение распознавания лиц зависят от количества установленных в клинике камер, сама система окупается в течение первого года, говорит гендиректор NtechLab Александр Минин. Человек, внедрявший такую технологию, знает, что средняя стоимость только программного обеспечения для системы на 10 000 человек составляет 1 млн руб.

Внедрение системы распознавания лиц скорее имиджевый проект, полагает представитель «Медси»: «Обычно эту технологию используют в сфере развлечений, чтобы лучше изучить предпочтения своих клиентов, а в медицинской сфере действия пациента предсказать практически невозможно, так как они зависят от конкретных болезней».

Но некоторые другие медицинские компании уже начали использовать распознавание лиц пациентов. Весной 2019 г. об использовании подобной технологии заявляла сеть лабораторий «Инвитро» в партнерстве с Mail.ru Group. Сейчас сервис используется в 10 клиниках.

Распознавание лиц внедряется и в других сферах – в ритейле, на производственных предприятиях, в учебных учреждениях, офисах, спортивных клубах. Это позволяет, например, отказаться от дорогостоящих электронных браслетов и сэкономить на охране, говорит Минин из NtechLab.

Крупнейший ритейлер в России X5 Retail Group опробовал систему, но пока не использует ее из-за сложностей с получением согласия от клиентов, говорит представитель компании. О пилотировании технологии сообщали ранее сети «Вкусвилл» и ГК «Дикси». «Вкусвилл» от комментариев отказался. Представитель ГК «Дикси» сообщил, что технология тестировалась в супермаркете «Виктория», но не была внедрена: «Возможность применения технологии рассматривалась для продвижения сторонних услуг, однако она не вызвала у рекламодателей высокой заинтересованности».