Треть гипермаркетов «Карусель» станут «Перекрестками»

Остальные Х5 либо закроет, либо постарается реанимировать
Евгений Разумный / «Ведомости»

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group принял решение, как дальше развивать сеть гипермаркетов «Карусель», сообщила компания. 91 гипермаркет «Карусель» ждет трансформация, она займет два года, сказано в сообщении X5. В ходе трансформации 34 гипермаркета «Карусель» будут переделаны в супермаркеты «Перекресток» большого формата и переданы в управление этому подразделению к началу 2021 г.

Еще 20 гипермаркетов «Карусель» закроют к 2022 г. Оставшиеся 37 гипермаркетов пока продолжат работать под брендом «Карусель», а менеджмент протестирует различные улучшения и проанализирует перспективы возможного изменения позиционирования, продажи или закрытия.

В X5 входят три сети. Магазины у дома «Пятерочка» приносят группе почти 80% выручки, или 665 млрд руб. за первое полугодие 2019 г. Второй по доле продаж группы формат – супермаркеты «Перекресток» (около 15% продаж группы).

91 гипермаркет «Карусель» приносит лишь около 5% выручки X5, и это самый трудный для нее формат. Если в магазинах у дома и супермаркетах группе удалось найти удачный формат и восстановить покупательский поток и рост продаж, то в гипермаркетах выручка пока сокращается. Гипермаркеты теряют и рентабельность: в первом полугодии 2019 г. рентабельность EBITDA «Каруселей» снизилась на 28 б. п. до 4,3%. Для сравнения: этот показатель у «Пятерочки» – 8,5% за январь – июнь 2019 г. Компания связывает это со «структурным оттоком покупателей в формат «магазинов у дома» и развитием онлайн-торговли, что приводит к отрицательному эффекту операционного рычага в гипермаркетах».

Сам ритейлер объяснял проблемы гипермаркетов в том числе рыночной конъюнктурой. Гипермаркеты в последние годы плохо себя чувствуют во всем мире, говорил весной 2019 г. в интервью «Ведомостям» главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман: формат рассчитан на покупки впрок, а люди все чаще выбирают магазины у дома.

X5 в этом году предприняла попытку вернуть гипермаркеты «Карусель» к росту и запустила несколько пилотных проектов. Так, несколько гипермаркетов были переданы подразделению «Перекрестка» и превратились в большие супермаркеты. А в июле X5 договорилась, что внутри «Каруселей» будут открываться магазины мебели Hoff. Так, в «Карусели» первый магазин Hoff Home на правах субаренды разместился на Новорижском шоссе в Москве: на 900 кв. м там продается свыше 3500 товаров для дома – посуда, текстиль, предметы интерьера и декора.

Пилотные проекты по превращению гипермаркетов «Карусель» в супермаркеты «Перекресток» показывают положительные результаты и «демонстрируют улучшение экономики каждого магазина по мере его созревания», отмечает X5.

Передача и закрытие гипермаркетов в III квартале 2019 г. повлияет на чистую прибыль X5: компания оценивает это влияние в 5–6 млрд руб.

Х5 решила трансформировать гипермаркеты из-за сложностей, с которыми сталкивается этот формат в целом, а также из-за желания сконцентрироваться на более востребованных покупателями магазинах у дома и супермаркетах, объяснил Шехтерман. В частности, быстро растущий онлайн-сервис Perekrestok.ru позволяет ритейлеру предлагать альтернативу покупателям «Карусели», которые хотят закупаться впрок. «В долгосрочной перспективе мы ожидаем от трансформации положительный эффект на рентабельность Х5 благодаря росту плотности продаж и улучшению экономики магазинов, которые будут переданы «Перекрестку», – надеется Шехтерман.