Налоговая нагрузка на рыбодобытчиков может кратно вырасти
Это уже третья масштабная реформа в отрасли за последние несколько летГотовящиеся изменения налогообложения рыбной отрасли грозят обойтись бизнесу в дополнительные десятки миллиардов рублей. Совокупные сборы за пользование водными биоресурсами могут вырасти с 2,24 млрд руб. в год в 2018 г. до 52,5 млрд, а общая ежегодная налоговая нагрузка на отрасль – с 46 млрд почти до 100 млрд руб. Таковы расчеты Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) – ими с «Ведомостями» поделился ее президент Герман Зверев.
Больше года назад Минсельхоз разработал проект изменений в Налоговый кодекс, которые касались совершенствования налогообложения в рыбной отрасли. Основная цель поправок – повышение ставок за пользование биоресурсами с 1 января 2020 г. Однако зимой 2019 г. документ не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия – отрицательный отзыв дало Минэкономразвития. По итогам совещания, прошедшего 10 сентября, министр финансов Антон Силуанов поручил Минфину, Минсельхозу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) доработать законопроект.
В частности, ведомства должны рассмотреть вопрос установления ставок сбора за пользование биоресурсами с учетом накопленной инфляции с 2004 г. и рентабельности отдельных видов биоресурсов. Если учесть показатели инфляции и рентабельности, как предлагает Силуанов, то ставки существенно вырастут – в 3,5 раза: за минтай, добытый в Охотском море, придется заплатить 12 273 руб. за 1 т вместо нынешних 3500 руб., за краба-стригуна опилио – 122 274 руб. против 35 000 руб., приводит примеры Зверев. Первоначальная версия проекта Минсельхоза предусматривала сохранение ставки по минтаю неизменной, а по крабу-стригуну опилио рост лишь на 14% до 40 000 руб.
Также Силуанов поручил оценить целесообразность единого сельхозналога для рыбодобытчиков и изучить возможность отмены льготы для градо- и поселкообразующих предприятий, колхозов, артелей – сейчас они платят 15% от ставки сбора. По данным ВАРПЭ, всего в России более 80 таких предприятий, они добывают 600 000–650 000 т, или около 12% всего улова. Они работают преимущественно в отдаленных прибрежных регионах и оказывают значительную финансовую поддержку населенным пунктам, в которых расположены. Отмена льгот ухудшит их финансовое состояние, считает Зверев. Проект Минсельхоза, напротив, предусматривал сохранение льгот для таких предприятий. В итоге исходя из первоначальных предложений Минсельхоза общая налоговая нагрузка для отрасли должна была увеличиться лишь на треть – примерно до 58–60 млрд руб., указывает Зверев.
Представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в Минсельхоз, не прокомментировав текущие расчеты ВАРПЭ. Представитель Минсельхоза заверил, что, по подсчетам ведомства, новая схема налогообложения отрасли повысит доходы бюджета лишь на 20 млрд руб. без сохранения льгот для градо- и поселкообразующих предприятий и не менее чем на 10 млрд – с льготами. Расчеты сделаны на основании чистой прибыли, получаемой компаниями при продаже рентабельных видов биоресурсов, добавил представитель Минсельхоза.
Одновременно Силуанов предложил рассмотреть возможность налоговых вычетов, стимулирующих привлечение инвестиций, – в частности, на прибрежное рыболовство и строительство судов. Изначально Минсельхоз предлагал предоставить вычет в 85% от размера сбора, например, при прибрежном рыболовстве и добыче на новых, построенных после 1 января 2020 г., причем на отечественных верфях, судах.
Какие положения войдут в окончательный вариант проекта, представители Минфина, Минсельхоза, Росрыболовства и ФАС не сказали. ФАС давала свои замечания о необходимости доработки документа в соответствии с поручениями, лишь отметил начальник управления контроля строительства и природных ресурсов службы Олег Корнеев. Минсельхоз, по словам его представителя, еще не получил официальных предложений по доработке законопроекта ни от Минфина, ни от ФАС.
Изменения ставок сбора – уже третья большая реформа в рыбной отрасли за последние три года. Сначала в 2016 г. государство ввело для рыбодобытчиков новый тип квот, на инвестиционные цели: 20% от общего допустимого улова распределено между компаниями, обязавшимися построить суда на отечественных верфях и береговые перерабатывающие заводы. Вторая реформа коснулась добытчиков краба: 1 мая 2019 г. президент России Владимир Путин утвердил, что 50% общего допустимого улова краба должно быть выставлено на аукционы. Первые торги состоятся уже в октябре.
Отрасль находится в стадии больших инвестиций: рыболовецкие компании строят флот и перерабатывающие заводы под инвестиционные квоты, инвестиции на эти цели в 2019–2022 гг. превысят 180 млрд руб., напоминает Зверев. Кроме того, крабовые аукционы принесут государству еще как минимум 125 млрд руб., продолжает он, при этом бизнес также должен будет строить краболовные суда – это еще около 35 млрд руб. Кредитная нагрузка в рыбной отрасли вырастет с текущих 90 млрд до 300 млрд руб. к 2022 г., прогнозирует он. Например, Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК, крупный добытчик краба и рыбы) уже договорился о кредите на сумму почти в $1 млрд со Сбербанком для участия в крабовых аукционах, говорит исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов. Представитель Сбербанка это не комментирует. Три большие реформы в отрасли одновременно выдержит финансовая модель далеко не всех предприятий – для некоторых из них это станет вопросом выживания, резюмирует Несветов.