«Шоколадница» открывает новый формат заведений
Это небольшие кофепойнты, работающие навыносПервая точка Shoko Coffee нового для «Шоколадницы» формата Grab & Go (кофепойнт: напитки и еда продаются навынос) откроется в начале ноября в бизнес-центре «Омега плаза» на ул. Ленинская Слобода, рассказал Василий Мостицкий, директор по маркетингу группы компаний «Шоколадница». Shoko Coffee займет 50 кв. м, там разместятся стойка с оборудованием для приготовления кофе и холодильники «Возьми с собой» с едой и напитками, продолжает он: в планировке предусмотрено несколько столиков для гостей, желающих провести в кафе побольше времени. Гостям помимо кофе будут предложены чай, смузи, прохладительные напитки, сэндвичи, роллы, выпечка и десерты. Цены будут самые доступные, средний чек – 150 руб., обещает он.
Помимо еды посетителям будут предлагать кофейные аксессуары, модную одежду с символикой заведения (свитшоты, худи, футболки и бейсболки), позже появятся стойки со скейтами и лонгбордами.
Инвестиции в Shoko Coffee составили около 2 млн руб. Проект пилотный, по результатам работы первого заведения появятся планы дальнейшего развития, говорит Мостицкий: «Мы рассматриваем подходящие локации в бизнес- и торговых центрах, а также в стрит-ритейле». Рынок кофе прогрессирует, особенно в сегменте Grab & Go, говорит Мостицкий, и «Шоколаднице» нужен сильный, успешно конкурирующий игрок в этом сегменте.
В планах компании развивать Shoko Coffee по франшизе.
ГК «Шоколадница» принадлежит Александру Колобову (60%) и Acmero Capital Симана Поваренкина (40%). Большая часть ее бизнеса – сеть (около 250) городских кафе «Шоколадница», еще около 100 работают по франшизе. В группу входят также сети «Кофе хауз» (43 точки), «Ваби саби» (11) и кейтеринговая служба «Арена фудс кейтеринг». Компания развивает по франшизе рестораны KFC, Pizza Hut и Panda Express (мастер-франшиза). Оборот группы, по ее собственным данным, в 2018 г. составил 21 млрд руб.
В первом полугодии 2019 г. расходы потребителей на фастфуд-кофейни, в том числе кофепойнты, выросли в 1,5 раза в годовом сопоставлении, а в традиционных кофейнях роста почти нет, говорит Марина Лапенкова, эксперт исследовательской компании NPD Group.
Формат кофепойнтов, фастфуд-кофеен или точек, где можно взять кофе и снек навынос, сейчас активно растет, продолжает Лапенкова, кофепойнты открываются как в центре, так и в спальных районах: есть на ходу удобно, а брать кофе с собой – модно. Развитие формата кофепойнтов «Шоколадницей» Лапенкова называет логичной экспансией: новой аудитории нужны динамичные точки, а «Шоколадница» – известный бренд со своей историей, у сети есть лояльная аудитория и, что немаловажно, в кофейнях варят хороший кофе.
«Маловероятно, что указанная концепция будет для нас угрозой, – говорит Иван Шестов, директор по коммуникациям «Бургер кинг Россия». – Мы готовим мясо для бургеров на огне для каждого гостя всего за 2,5 минуты, к тому же заказ и оплату можно внести удаленно через приложение, пока идешь к ресторану. А вот для наших коллег по цеху с более медленным обслуживанием это может быть действительно риск».
Представители «Макдоналдса» на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Рынок кофеен в целом и сегмента Grab & Go в России далек от насыщения, считает Александр Мехришвили, генеральный директор сети семейных кафе «Андерсон». «Шоколадница» пыталась уже наладить формат «кофе навынос» с «Кофе хауз экспресс», напоминает он, но особого развития этого формата не случилось. Аудитория не восприняла новшество бренда, который всегда ассоциировался с консервативной кофейней, считает Мехришвили.
История не получила развития из-за неэффективного соотношения цены и качества продукта, полагает Елена Карамышева, директор по недвижимости сети Cofix, сейчас спрос россиян на покупки в форматах Grab & Go высокий, при условии грамотной концепции, проработки продукта и правильного ценообразования есть возможность сделать успешный бренд.