«Роснефть» может привлечь Sabic для развития своего индийского НПЗ
Чтобы увеличить производство на Nayara Energy, потребуется $6,7 млрд«Роснефть» в составе консорциума инвестировала в Индии и владеет там мощностями по переработке 20 млн т нефти в год. И партнеры этого консорциума планируют увеличивать переработку», – рассказывал в начале сентября в интервью «Ведомостям» министр нефти, газа и металлургии Индии Дхармендра Прадхан. «Ведомости» выяснили, о чем он говорил: «Роснефть» и крупнейший производитель нефтепродуктов в Саудовской Аравии Sabic могут в середине октября подписать меморандум о развитии индийского актива «Роснефти» и ее партнеров – нефтеперерабатывающего завода Nayara Energy. Меморандум о взаимопонимании может быть подписан во время визита президента России Владимира Путина в Саудовскую Аравию, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с повесткой российской делегации, и подтвердил человек, близкий к одной из компаний, которые собираются подписать меморандум.
«Роснефть» вместе с партнерами в 2017 г. купила Nayara Energy – бывшую Essar Oil – у индийской Essar Group за $10,9 млрд. «Роснефть» заплатила за 49% компании $3,9 млрд, вместе с ней в проект вложили UCP Ильи Щербовича и его партнеров, а также трейдер Trafigura – их общая эффективная доля составляет 49%. Еще 2% осталось у Essar Group.
Инвестиции в развитие Nayara Energy могут составить $6,7 млрд, рассказали два собеседника «Ведомостей». За эти деньги можно с нуля построить довольно крупный нефтеперерабатывающий завод мощностью 10–15 млн т в год, оценивает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.
Меморандум, по словам собеседников «Ведомостей», пока готовится, поэтому его подписание может быть еще и отложено. Будет ли Sabic вкладывать в строительство новых мощностей на Nayara Energy или станет технологическим партнером, они не говорят. Как может быть структурировано финансирование проекта, не известно. Один из собеседников предполагает, что речь может идти о совместных инвестициях, но подтвердить это «Ведомостям» не удалось.
Представители «Роснефти», Sabic, UCP, Trafigura, а также российского и индийского министерств энергетики не ответили на вопросы «Ведомостей». Перечень документов к подписанию во время визита пока не согласован, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Производство на Nayara Energy может быть в первую очередь ориентировано на рост внутреннего индийского рынка, партнеры могут приобретать нефть там, где она будет стоить дешевле, – от Венесуэлы до России и Саудовской Аравии, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В 2018 г. Индия потребляла в среднем по 5,16 млн барр. нефтепродуктов в сутки, пишут эксперты BP Statistical Review, а по данным Международного энергетического агентства – 4,86 млн. ОПЕК указывала, что страна производит по 5,37 млн барр. нефтепродуктов в сутки, из них экспортирует 1,34 млн барр., а импортирует 790 000 барр. Россия и «Роснефть», в частности, могут, воспользовавшись ростом спроса, увеличить поставки нефти в Индию, считает Полищук.
Sabic готова участвовать в зарубежных проектах, как правило, компания хочет получить крупную долю, рассуждает Полищук. Саудовская Аравия активно инвестирует в нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимию за пределами королевства, чтобы обеспечить долгосрочный спрос на собственную нефть и диверсифицировать денежные потоки, поясняет Маринченко. В случае расширения Nayara Energy Саудовская Аравия могла бы поставлять на этот НПЗ нефть, рассуждает он. Инвестируя в проект вместе с Sabic, «Роснефть» сможет разделить риски и, возможно, привлечь деньги в развитие Nayara Energy, считает аналитик АКРА Василий Танурков. Хотя «Роснефти» удалось за последние четыре года снизить долговую нагрузку почти с 4 EBITDA до 2,3 EBITDA во II квартале этого года, компания осторожно относится к дополнительным заимствованиям на инвестиции, отмечает он. Основные стратегические приобретения, осуществленные в периоды низких цен на нефть, завершены, «Роснефть» «сосредоточена на органическом росте и монетизации синергий от приобретенных активов», говорил главный исполнительный директор компании Игорь Сечин в середине 2018 г. «Нельзя исключать и политического интереса в сделке», – считает Танурков.
В подготовке статьи участвовала Светлана Бочарова