Заполняемость отелей Москвы, Петербурга и Сочи выросла и без мундиаля

Сказались удачный чемпионат по футболу в 2018 году и рекламная кампания
Проведенный мундиаль и рекламная кампания отразились на количестве иностранных туристов в России
Проведенный мундиаль и рекламная кампания отразились на количестве иностранных туристов в России / Евгений Разумный / Ведомости

О росте загрузки отелей в трех основных туристических городах России говорится в исследовании консалтинговой компании JLL «Лето на гостиничных рынках». Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер считает, что сработало продвижение России как страны в целом, так и ее отдельных туристических направлений. В городах после крупных спортивных мероприятий загрузка гостиниц может пару лет падать пропорционально уменьшению количества туристов, ссылается она на международный опыт. Но в России, по словам Веллер, этого не произошло.

Загрузка столичных гостиниц с июня по август 2019 г. в среднем – 87,4%, что на 2 процентных пункта (п. п.) больше, чем в 2018 г., говорит Веллер. И это, подчеркивает она, несмотря на то, что все прошлое лето Москва была главным транспортным направлением для гостей мундиаля.

Схожие данные у Colliers International: средняя заполняемость московских гостиниц летом превысила 80% (+2–4% год к году), сообщила замдиректора департамента стратегического консалтинга этой компании Евгения Тучкова.

Наиболее популярны в Москве по-прежнему самые дорогие отели, где продали 92% номеров, по данным JLL. Стоимость номеров при этом снизилась по Москве на 55% до 7100 руб., а больше всего подешевел люксовый сегмент – на 61% до 20 900 руб. за ночь.

Тучкова объясняет это тем, что ряд отелей, пользуясь высоким спросом во время чемпионата, повысили цены. В этот период доходы гостиничного рынка выросли на 250–400%, подтверждает замдиректора отеля «Балчуг Кемпински Москва» Лада Самодумская. В самом «Балчуг Кемпински», по ее словам, прошедшим летом рост ежемесячной загрузки составил около 12%.

В 2019 г. в гостиницах Московского региона стало на 4% больше гостей, 70% гостей – иностранцы, оценивает Александр Поляков, вице-президент по операционной деятельности Cosmos Hotel Group, которая управляет 17 отелями в 14 городах России и мира.

В Санкт-Петербурге средняя по рынку загрузка гостиниц составила 88% – на 15 п. п. больше прошлого года, и это, по оценке JLL, рекорд последних трех лет. В гостиницах среднего ценового сегмента загрузка выросла на 25–30%, в люксовых – на 7–8% год к году, оценивает Андрей Дегтярев, основатель Ales Capital, которая предоставляет инвестиционный консалтинг «Four Seasons Санкт-Петербург» и входящей в проект «Никольские ряды» Holiday Inn Express & Meininger.

В этом году до Петербурга доехали туристы, которых в прошлом году отпугнул ажиотаж и цены мундиаля, рассуждает Тучкова. Дегтярев оценивает долю иностранных туристов почти в половину всех гостей, что на 10% больше, чем год назад. В среднем стоимость номера в Петербурге летом снизилась на 17% до 9300 руб. за ночь, оценивает JLL.

Третье популярное направление у туристов – Сочи. Приморские гостиницы там смогли увеличить загрузку летом почти на 6 п. п. до 74%, по подсчету JLL. Основной прирост обеспечили отели демократичного ценового сегмента – в них продали 75% номеров, тариф был около 3600 руб. В высоком ценовом сегменте, где номер стоил в среднем 13 500 руб. за ночь, загрузка также была высокой – 72%.

Конкуренцию побережью составляют отели горного кластера, напоминает Веллер: там было продано почти 69% номерного фонда (+5,5 п. п. год к году). Средний тариф в брендированных отелях Красной Поляны, по данным JLL, – 3300 руб. Заполняемость составила около 75% – на 6% больше лета 2018 г., подтверждает гендиректор курорта «Красная Поляна» Андрей Круковский. Основная часть гостей по-прежнему из России, говорит он, но число иностранцев растет – с 5% прошлым летом до 15% этим.

В целом удачно проведенный мундиаль и рекламная кампания отразились на количестве иностранных туристов в России, рассуждает исполнительный директор ассоциации АТОР Майя Ломидзе: летом их было больше на 15–20%, чем в 2018 г. Россияне также стали чаще путешествовать по стране – на 3–15% больше в зависимости от направления, по данным Ломидзе. Схожие данные у Росстата: за первое полугодие 2019 г. количество россиян, которые останавливались в гостиницах, выросло на 9,6% до 25,9 млн человек. За это же время в Россию приехало на четверть больше иностранных туристов – 1,9 млн человек, по данным ФСБ.

Количество туристов будет только расти, говорит человек, знакомый с ситуацией в Ростуризме: продолжается внедрение электронных виз, по ним уже можно въехать на Дальний Восток и в Калининград, с 1 октября добавится Санкт-Петербург. Инициатива привлекла иностранных авиаперевозчиков, считает он: на днях крупнейший европейский лоукостер Ryanair, британская и венгерская авиакомпании ЕasyJet и Wizzаir подали заявки на полеты из петербургского аэропорта «Пулково». С ним согласна партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Усенко: постепенное облегчение визового режима и электронные визы помогут росту турпотока и, следовательно, заполняемости гостиниц.

Представители Accor, Azimut, Radisson Hotel Group на запрос «Ведомостей» не ответили. Представитель Ростуризма от комментариев отказался.

Проведенный мундиаль и рекламная кампания отразились на количестве иностранных туристов в России