Utair предложила банкам выкупить более 50% долга с гигантским дисконтом
Идущие год переговоры о реструктуризации долгов авиакомпании зашли в тупикВ первой половине сентября авиакомпания Utair направила 11 банкам – участникам синдицированных кредитов на 39,1 млрд руб. предложение о выкупе этих долгов, рассказали «Ведомостям» сотрудники трех банков-кредиторов. Семилетний кредит на 15,4 млрд руб. Utair предлагает выкупить за 20% от номинала. Именно по нему авиакомпания уже дважды – в декабре 2018 г. и июне 2019 г. – допустила дефолт, не выплатив проценты. 12-летний кредит на 23,7 млрд руб. предлагается выкупить за 6% от номинала. По нему пока действует символическая ставка 0,01% годовых, и его авиакомпания обслуживает. Таким образом, оба кредита Utair готова выкупить за 4,5 млрд руб., или 11,5% от их суммарного номинала.
Еще 17,4 млрд руб. Utair должна Сбербанку, по этому семилетнему кредиту также дважды не выплачены проценты, но по нему действует гарантия структур «Сургутнефтегаза», и выкупать его перевозчик не предлагает. Всего по двум дефолтным кредитам авиакомпания не заплатила около 3 млрд руб. процентов, эти средства были направлены на операционную деятельность.
Utair с октября прошлого года ведет переговоры с банками о реструктуризации всех трех кредитов. Погашение их тела по действующим условиям начнется в 2022 г. Но переговоры зашли в тупик. Авиакомпания сначала предложила списать 31,4 млрд руб., или 80% синдицированных кредитов, и продолжить обслуживать и погашать только половину семилетнего кредита, или 7,7 млрд руб., затем не списывать эту сумму, а пролонгировать на 35 лет по символической ставке, еще позже – пролонгировать на 35 лет меньшую часть кредитов, а обслуживать по реальной ставке и погашать 60 и даже 70% семилетнего кредита. Ни один вариант банкиров не устроил, так как возврат средств получается слишком низким.
Принять новое предложение Utair банки могут по отдельности, не обязательно его одобрение единогласно или большинством, говорят три собеседника «Ведомостей». Ответ от каждого банка ожидается до 30 сентября. Юридически это будет не выкуп, а замена долга, поясняют два собеседника: согласившийся банк отказывается от своей части синдицированного кредита или кредитов и перед ним возникает новый долг (старший транш), который Utair обязуется погасить до 15 декабря.
Авиакомпания всегда понимала, что долги мелких участников синдиката скорее всего придется выкупать в любом случае, говорят два банкира: для реструктуризации кредитов необходимо согласие всех участников синдиката, а мелкие кредиторы на долгосрочные варианты не пойдут, а будут принуждать выкупить их долю.
«До конца сентября Utair будет ждать от банков решения и сформирует старший транш. После этого есть два варианта. Первый – авиакомпания предложит крупнейшим кредиторам, которые не захотят участвовать в старшем транше, выкупить доли в синдикатах кредиторов, которые войдут в старший транш. Второй, если не получится реализовать первый, – авиакомпания проведет расчеты и примет решение, насколько экономически выгодно самой погасить старший транш», – рассказывает человек, близкий к Utair.
Но слишком большой дисконт не устраивает, говорят сотрудники двух банков. «Дисконт действительно выглядит слишком большим. С одной стороны, Utair, как следует из ее отчетности за прошлый год и первое полугодие 2019 г., не в состоянии обслуживать кредиты на существующих условиях. С другой – кредиторам надо оценить, насколько справедливо такое большое списание. Думаю, они смогут торговаться о размере дисконта», – говорит аналитик ING Bank Егор Федоров. Банки, которые не создали 100%-ные резервы по кредитам Utair, при продаже долга с таким дисконтом будут вынуждены резервы досоздать, что означает дополнительные убытки, добавляет Федоров.
Мы готовы рассмотреть выкуп долга, но с меньшим дисконтом, говорит один банкир. Возможность выкупа пока не оценивалась совсем, указывает другой банкир.