Государство будет терять на льготах нефтяникам до 2,3 трлн рублей в год

Властям придется снизить НДПИ для 90% месторождений нефти в России к 2033 году
Нефтяники продолжают открывать все новые месторождения, но поддерживать нужно уже действующие
Нефтяники продолжают открывать все новые месторождения, но поддерживать нужно уже действующие / Sergei Karpukhin / Reuters

Нефтяные компании каждый год отчитываются перед Минприроды, что нашли в России столько же запасов нефти, сколько добыли, продали или переработали в минувший год, но качество запасов российских месторождений ежегодно падает, утверждает Минэнерго. «Часто эти запасы экономически рентабельны лишь на бумаге, – рассказал замминистра энергетики Павел Сорокин на Московском финансовом форуме. – Все крупные месторождения практически уже распределены, а мелкие часто нерентабельно разрабатывать».

Крупные месторождения нефти, открытые в советские годы, истощаются, например, доля воды в добываемой на Самотлоре или одном из крупнейших в России месторождений нефти, Приобском, – выше 90%. Для поддержания работы таких месторождений компаниям нужны льготы на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), высвободившиеся деньги они смогут реинвестировать в повышение извлекаемости нефти.

После 2030 г. более 70% месторождений в России придется предоставлять льготы на НДПИ, говорится в презентации Минэнерго, представленной Сорокиным.

В презентации, подготовленной директором департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексеем Сазановым, содержится еще более пессимистический прогноз: к 2033 г. до 90,4% нефти будет добыто с месторождений, имеющих льготу на НДПИ. Из-за этого бюджет, прогнозирует Сазанов в презентации, будет недополучать по 2,3 трлн руб. в год.

Для сравнения: в 2018 г. из-за льгот на НДПИ (таковые предоставлены сейчас 49,8% российских месторождений нефти) бюджет недополучил 1,1 трлн руб., продолжает Сазанов. Директор департамента высказывает мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. По убеждению Сазанова, перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен.

Но даже при большом количестве льгот для российских месторождений добыча в России при нынешней фискальной политике будет падать, считает Сорокин. После 2021 г., говорится в презентации замминистра энергетики, добыча нефти будет планомерно снижаться и к 2035 г. с нынешних 555,84 млн т в год упадет до 310 млн т в год, или на 40%. Из-за этого бюджет потеряет 4,1 трлн руб. поступлений от НДПИ, а нефтяники сократят инвестиции в разработку месторождений на 2,3 трлн руб. по сравнению с 2018 г. На барреле нефти при его средней стоимости в $61,5 нефтяные компании зарабатывают всего $5,9, остальное уходит на уплату НДПИ и экспортных пошлин, на капитальные затраты, транспорт, операционные затраты и налог на прибыль, констатирует Минэнерго в презентации, и за эти $6 нефтяная отрасль принесла в прошлом году 20% в ВВП России.

Чтобы замедлить падение добычи, Минэнерго предлагает ввести налоговый вычет из НДПИ на сумму новых инвестиций в месторождения, расположенные в Западной Сибири. Но налоговые льготы нефтяникам не помогают увеличить инвестиции, а лишь увеличивают их EBITDA, заработанные деньги идут на погашение долгов и выплаты дивидендов, парирует Сазанов в своей презентации.

«Не случайно дискуссия на Московском финансовом форуме между Минэнерго и Минфином проходила одновременно с обсуждением в правительстве законопроекта об арктических льготах, по которому нефтяные компании, в частности «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова, могут получить беспрецедентные льготы на 30 лет – 2,6 трлн руб.», – говорит человек, имеющий отношение к разработке этого законопроекта. Минэнерго также предлагает – после обкатки – перевести отрасль на налог на добавленную стоимость и начать разработку арктических месторождений, сказал еще один собеседник «Ведомостей». «Через 20–25 лет может начаться стагнация или падение спроса на нефть, нужно максимизировать стоимость тех запасов, что есть, максимально ускорить и углубить эту монетизацию», – уверен Сорокин. Он считает, что нужно максимально снизить себестоимость по всей цепочке производства – от добычи до производства нефтепродуктов и нефтехимии.

«Прогноз о снижении спроса на нефть вовсе не означает, что нефтяная отрасль не будет нужна, это означает лишь обострение конкуренции и снижение цен, – предупреждает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭКа Vygon Consulting Дарья Козлова. – Прежде чем решить с налоговыми послаблениями для арктических проектов, необходимо оценить, сколько инвестиций они могут принести и какова их конкурентоспособность на мировом рынке».

Директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко считает, что простых месторождений становится все меньше, издержки в добыче нефти в России будут расти: «Вполне естественно, что удельные доходы государства от каждого добытого дополнительно барреля будут падать». Нужно найти баланс между дополнительными льготами, которые не должны затрагивать действующие прибыльные проекты, и наполняемостью бюджета, предлагает Маринченко: «В идеале льготы должны быть зашиты в налоговых формулах, чтобы риск изменения цены на нефть и издержек ложился и на государство, и на нефтяные компании. Это можно сделать путем более обширного применения налога на добавленный доход».