«Ашан» начал торговать в интернете через одну из площадок Alibaba Group

На Tmall сеть гипермаркетов продает пока только непродовольственные товары
«Ашан» стал первым крупным российским ритейлером, начавшим сотрудничать с маркетплейсом в интернете
«Ашан» стал первым крупным российским ритейлером, начавшим сотрудничать с маркетплейсом в интернете / Дмитрий Новожилов / Ведомости

Сеть гипермаркетов «Ашан» открыла российский интернет-магазин на площадке Tmall, которая вместе с Aliexpress принадлежит китайскому интернет-гиганту Alibaba Group. Об этом «Ведомостям» рассказали представители обеих компаний. На Tmall «Ашан» продает непродовольственные товары: 6000–7000 видов электроники, бытовой химии, косметики, товаров для животных и др., добавляют они. Планируется расширять ассортимент, обещает директор по маркетингу «Ашан ритейл Россия» Ареш Аламир.

Сотрудничество строится по модели маркетплейса, говорит представитель Tmall и Aliexpress в России: доставкой и обслуживанием занимается продавец, т. е. «Ашан». «Одно из наших требований – работа по всей России, – добавляет представитель китайской компании. – На старте «Ашан» настраивает логистику для покупателей в регионах своего присутствия и дальше должен расширить ее на всю страну». Аламир уточнил, что запуск доставки по всей России планируется в начале 2020 г.

За каждый успешный заказ «Ашан» будет платить Tmall комиссию, как и другие продавцы площадки, говорит ее представитель. Комиссия зависит от вида товара, ее размер он не раскрыл.

До сих пор Tmall в России не работала с крупным ритейлом, хотя среди ее продавцов были крупные бренды и дистрибуторы, например P&G, Samsung, Bosch и др. Федеральные продовольственные ритейлеры в России через маркетплейсы также не работали.

Сейчас Tmall решила привлекать крупные розничные компании, чтобы охватить еще бо́льшую аудиторию, говорит ее представитель. Также она работает на родном рынке в Китае, напоминает ее представитель: там Tmall сотрудничает в том числе с Inditex, Uniqlo и др. В России Tmall, сказал ее представитель, ведет переговоры с «Ситилинком», а также рядом одежных ритейлеров, среди них – Adidas и «Декатлон».

составляет в сентябре 2019 г. средний чек покупки на платформе Tmall, по данным компании. Год к году он вырос на 10%. Наиболее продаваемые товары – электроника, одежда, товары для дома и сада, детские товары, говорит представитель площадки

Представитель «Декатлона» отмечает, что компания в России пока не работает с маркетплейсами, но изучает эту возможность. Представитель внешней пресс-службы Adidas не ответил на вопросы «Ведомостей» в пятницу, попросив присылать вопросы за неделю или две до публикации.

Гендиректор «Ситилинка» Михаил Славинский говорит, что его компания изучает возможности взаимодействия с разными площадками, среди которых и Tmall. Решение будет принято до конца года. Но у Славинского есть сомнения относительно сотрудничества с маркетплейсами в целом – меньше возможностей влиять на лояльность потребителя.

Один из конкурентов Tmall в России – маркетплейс «Беру» от «Яндекс.Маркета». Пока среди его продавцов также нет лидеров розницы, но есть известные компании. Представитель площадки среди партнеров-продавцов называет «Вкусвилл», «Улыбку радуги», «Кораблик», Modis и др.

Розничным сетям, как и производителям, по мере развития маркетплейсов предстоит принять сложное решение, взаимодействовать с ними или нет, отмечает эксперт по ритейлу Bain & Co Александр Бородецкий. Ключевым риском для ритейлера он называет снижение трафика в собственных онлайн- и офлайн-магазинах. Зато новый канал продаж может дать прирост выручки. Последнее, отмечает он, может особенно привлекать компании со сложностями в бизнесе – как у «Ашана» в России.

зарегистрировано на площадке Tmall на сентябрь 2019 г. Половина из них – российские компании и производители, по данным площадки

По данным Infoline, выручка «Ашана» в России за 2018 г. упала на 8,5% до 306,4 млрд руб. Ритейлер проводит анализ рентабельности магазинов, нерентабельные закрывает, ранее было объявлено о закрытии около 30 магазинов за этот год.

У «Ашана» есть и собственный интернет-магазин в основном с непродовольственным ассортиментом. В последние годы ритейлер начал продажи продуктов, которые не требуют особых условий хранения, а весной 2018 г. в интервью «Ведомостям» гендиректор «Ашан ритейл Россия» Франсуа Реми подтверждал план наладить полноценные продажи продовольственных товаров. Но пока эти планы не реализованы. По данным Data Insight за 2018 г., онлайн-магазин «Ашана» не входил в число 100 крупнейших по обороту интернет-площадок в России. Infoline оценивала оборот интернет-магазина «Ашана» в 2018 г. в 1,5 млрд руб.

Магазин на Tmall поддержит онлайн-продажи «Ашана», хотя по непродовольственным товарам шансов конкурировать в интернете с Wildberries, Ozon и др. мало, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Весь потенциал в интернете для «Ашана» – именно в продовольственных товарах и скоропортящемся ассортименте. Но наладить полноценные продажи таких продуктов «Ашану» мешают слабые IT-компетенции и отсутствие контроля складских остатков, говорит Бурмистров. Невозможно отгружать интернет-заказы из гипермаркетов, если не известно, в наличии товар или нет. «Медля с запуском продаж свежих продуктов, «Ашан» попросту упускает эту возможность, уступая рынок более агрессивным конкурентам», – заключает Бурмистров.