Решение о выдаче 2,6 трлн рублей арктических льгот примет Путин
Вопрос с обсуждением арктического законопроекта вынесен на уровень президентаПервый зампред правительства Антон Силуанов попросил, а президент Владимир Путин ввел до конца года мораторий на налоговые льготы нефтяникам. Однако это решение не остановило ни главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, ни зампреда правительства Юрия Трутнева, курирующего развитие Дальнего Востока и Арктики. Им удалось вынести на президентский уровень обсуждение арктического законопроекта, согласно которому только нефтяные компании, работающие в регионе, смогут получить беспрецедентные налоговые льготы – на 2,6 трлн руб., рассказали «Ведомостям» три чиновника и собеседник, близкий к одному из возможных участников такой встречи.
Встреча состоится у президента в ближайшие недели, говорят собеседники «Ведомостей». Сечин и Трутнев уже после наложения моратория на новые льготы для нефтяников несколько раз докладывали Путину, как важно развивать Арктику, и президент согласился выслушать позиции сторон, рассказывают они. «Пока [встречи] в сентябре не планируется. Но тема на повестке дня», – заявил «Ведомостям» представитель президента Дмитрий Песков.
«Сейчас готовятся две позиции – позиция Минфина и позиция всех остальных министерств, которые заинтересованы в развитии Арктики», – говорит один из собеседников «Ведомостей». Минфин в принципе против послаблений для нефтяников, отмечают два чиновника и собеседник в нефтяной компании.
Принятие законопроекта в поддержку нефтегазовых проектов в Арктике приведет к выпадающим доходам бюджета в 200–300 млрд руб. в первые годы, а там по нарастающей, указывал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
«На Таймыре налогооблагаемой базы как таковой нет и не будет, если не дать стимулирующих механизмов для разработки», – утверждает один из собеседников «Ведомостей». Внутренняя норма доходности для арктических проектов нужна не менее 20%, сейчас она ниже 10% или отрицательная, говорил министр энергетики Александр Новак.
У Минэнерго и Министерства развития Дальнего Востока и Арктики есть разногласия по содержанию арктического законопроекта, отмечает собеседник «Ведомостей» в правительстве. «Минвостокразвития хочет привлекать частные и иностранные компании для развития месторождений углеводородов, а Минэнерго эту инициативу блокирует», – описывает ситуацию собеседник «Ведомостей». Он уверен, что это преодолимые разногласия.
Представитель курирующего нефтяную отрасль вице-премьера Дмитрия Козака рассказал, что вопрос разработки арктического законопроекта «требует дополнительного обсуждения в правительстве». Представители Минфина, Силуанова, Трутнева, «Роснефти», «Нефтегазхолдинга» и Минэнерго отказались от комментариев.
26 июня Сечин попросил Путина поддержать проект федерального закона о развитии Арктики – этот документ предусматривает особый режим для инвесторов: полное освобождение работающих в регионе нефтяников от НДПИ на новых месторождениях, а налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций для старых; нулевые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль до 7% (сейчас – 20%) и страховых взносов до 7,6% (сейчас базовая ставка – 30%). Все это на 30 лет.
Взамен Сечин говорит о возможности создать нефтегазовый кластер на основе месторождений «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова (Пайяхское) и «Роснефти» (Лодочное, Тагульское и Ванкорское). Инвестиции в регион, по расчетам Сечина, превысят 5 трлн руб.: будет построено 5500 км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 млн т в год, аэропорты, линии электропередачи и т. д. Инвестиции могут превысить и 8 трлн руб., подсчитывала KPMG.
Отдельный законопроект выносится на обсуждение с участием главы государства редко, констатирует профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. «Обычно законопроекты на основе поручений президента разрабатываются и одобряются на уровне правового управления при президенте, а в сыром виде доносятся до главы государства, только если имеют высокую политическую, социальную или экономическую важность», – рассуждает Сафонов.
«Президенту предстоит принять концептуальное решение, нужно ли государству инвестировать в развитие дорогих арктических месторождений, которые могут позволить России сохранить статус энергетической сверхдержавы на десятилетия вперед, – предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. – Но эти же проекты могут оказаться и «белыми слонами», дорогими и неэффективными, если прогнозы о падении спроса на нефть с 2030–2040-х гг. оправдаются».