Крупнейшая сеть частных клиник запустила франшизу
Группа «Медси» хочет стать лидером по числу регионов присутствияКрупнейшая в России сеть частных клиник «Медси» с сентября 2019 г. запустила франчайзинговую программу, ее цель – вывести «Медси» в лидеры рынка не только по выручке, но и по числу регионов присутствия. Об этом «Ведомостям» рассказала директор по коммерческой деятельности и маркетингу «Медси» Алла Канунникова.
За пять лет «Медси» планирует открыть по франшизе около 20 клиник как в нынешних городах присутствия группы, так и в новых – с населением от 300 000 человек.
Группа «Медси» входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова. В 2018 г. она вернула лидерство среди частных медицинских клиник: выручка «Медси» выросла в 1,5 раза и достигла 17,7 млрд руб.
Франшиза – часть стратегии развития «Медси» до 2023 г., которую компания представила в декабре прошлого года, объяснил представитель «Системы». Она предполагает удвоение количества клиник и превращение «Медси» в федерального медицинского оператора. Для этого группа откроет 10 клинико-диагностических и госпитальных центров и свыше 60 традиционных клиник: в базовом формате, т. е. только для взрослых (1500 кв. м), и в семейном – для взрослых и детей (3000–5000 кв. м). На 30 июня 2019 г. в «Медси» было 42 медицинских учреждения в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Перми, по данным «Системы».
В наиболее успешных франшизах «Медси» может стать соинвестором, отметила Канунникова.
Для партнеров-франчайзи «Медси» разработала формат клиники у дома площадью до 500 кв. м и до 15 врачебных кабинетов, говорит Канунникова: пациентам будет оказываться амбулаторная помощь, а на сложные исследования (рентген, магнитно-резонансная и компьютерная томография и т. п.) их можно направить в клинико-диагностические центры. Партнеры могут выбрать также и базовый, и семейный формат.
За бренд «Медси» хочет получать от партнеров паушальный взнос от 1,5 млн руб. плюс роялти в размере 5–15% годового оборота партнерской клиники, продолжает Канунникова, открытие одного учреждения она оценивает от 50 млн руб.
Партнеров ни Канунникова, ни представитель «Системы» не назвали. «Медси» находится в диалоге как с частными региональными предпринимателями, так и с крупными компаниями, сообщил представитель АФК. Франчайзинговая программа «Медси» предназначена для владельцев действующих медицинских активов, инвестиционных фондов и владельцев недвижимости, считает Канунникова, группа будет поддерживать франчайзи на всех этапах сотрудничества, в том числе при обучении персонала.
У главного конкурента «Медси» – сети «Мать и дитя» Марка Курцера – есть опыт франчайзинга: под украинским вариантом бренда «Мати та дитина» работают клиники на Украине. По данным сайта украинского центра, в стране под такой вывеской шесть клиник в Киеве и по одной во Львове и Житомире. В интервью «Ведомостям» в 2016 г. Курцер говорил, что «сотрудничество с [украинскими] партнерами минимально, они вне периметра бизнеса группы». Это подтверждает и человек, знакомый с руководством сети: доходы от франшизы на Украине не отражаются в финансовых показателях группы.
Представитель сети «Мать и дитя» отказался обсуждать вопрос об украинских партнерах и сообщил, что «Мать и дитя» не планирует работать по франшизе. Группа должна быть уверена, что в каждой новой клинике весь медицинский персонал высокой квалификации, франшиза же сопряжена с рисками – могут не быть соблюдены высокие стандарты компании в подборе кадров, контроле бизнес-процессов и др.
«Альфа центр здоровья» франшизы не продает и не планирует, сообщил представитель его владельца, «Альфастрахования», но почему – не сказал.
Представители клиник «Будь здоров» и «Доктор рядом» не ответили на запросы «Ведомостей».
В России, особенно в регионах, нехватка квалифицированных медицинских управленцев, а франчайзинг позволяет решить проблему поиска таких топ-менеджеров, например, если успешные локальные медицинские проекты станут работать под вывеской «Медси», рассуждает гендиректор частной многопрофильной клиники «Юсуповская больница» Борис Бобров. Он замечает, что за пределами Московского региона бренд «Медси» мало известен.
В России пациенты приходят не в конкретную клинику, а к конкретному врачу, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, поэтому франчайзинговые модели не столь популярны у крупных медицинских сетей.