«Уралхим» и «Уралкалий» пожаловались в ФАС на производителей железнодорожных колес

Резкий рост цен на колеса может привести к подорожанию удобрений, предупреждают они
Резкий рост цен на колеса может привести к подорожанию удобрений
Резкий рост цен на колеса может привести к подорожанию удобрений / Андрей Гордеев / Ведомости

«Уралхим» и «Уралкалий» (основным бенефициаром обеих компаний является Дмитрий Мазепин) обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить цены на железнодорожные колеса. Об этом рассказал «Ведомостям» директор по правовым вопросам «Уралхима» Дмитрий Татьянин. «Уралкалий» не устраивает «необоснованный рост цен на стальные колеса», из-за этого он несет издержки, поэтому и обратился в ФАС, подтвердил представитель компании. Начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова через представителя подтвердила получение обращения. Первое заседание комиссии назначено на 12 сентября.

Цены на стальные железнодорожные колеса росли с 2017 г. В декабре 2016 г. колесо стоило 24 000 руб., в ноябре 2018 г. стоимость доходила до 38 100 руб., а в июне 2019 г. «Уралхим-транс» (логистическая компания в составе «Уралхима») покупал колеса на торгах, организованных ОМК, по цене более 100 000 руб. за штуку, сообщил через представителя директор «Уралхим-транса» Всеволод Ковшов. В управлении компании находится 8000 вагонов. «Уралкалий» располагает собственным парком еще из 8000 вагонов. Ежегодная средняя потребность «Уралхима» и «Уралкалия» в колесах – 12 000 шт. в год, рассказал Ковшов. Стоимость обслуживания вагонного парка для «Уралхим-транса» и «Уралкалия» по итогам 2019 г. вырастет на 725 млн руб. Это чистый убыток, существенный для группы, заключает он.

Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) также планирует обращаться в ФАС с просьбой взять ситуацию под контроль, сообщил представитель ассоциации. В РАПУ обеспокоены резким подорожанием цельнокатаных колес, их дефицитом и отказом ОМК от заключения долгосрочных контрактов, сообщил он: «Производители удобрений, имеющие собственные парки вагонов, вынуждены отвлекать средства от финансирования инвестиционных программ и нести дополнительные расходы, которые могут сказаться на цене минеральных удобрений».

Представитель «Тольяттиазота» (1500 вагонов) рассказал, что ежегодно компания закупает 200–250 колесных пар преимущественно у ремонтных депо. «В 2017 г. стоимость колесной пары составляла 70 000–80 000 руб., в этом году может доходить до 250 000 руб.», – сообщил через представителя директор по транспорту и логистике «Тольяттиазота» Владислав Уткин. Рост цен на комплектующие увеличил стоимость транспортировки продукции, отметил он. «Рост расходов на содержание парка увеличивает стоимость логистики, влечет риск простоя вагонов, – согласен Ковшов. – При этом компания обязуется не повышать цены на удобрения на внутреннем рынке». Затраты «Фосагро» на содержание вагонного парка (5000 вагонов) в 2018 г. выросли в 1,5 раза – дополнительные расходы достигли 400 млн руб., привел данные представитель компании.

В России железнодорожные колеса производят Evraz и ОМК. Производители удобрений не являются традиционными клиентами ОМК, они приобретают услуги у вагоноремонтных компаний, сказал представитель компании. «В июне 2019 г. «Уралхим-транс» купил по конкурсной процедуре 480 колес по цене, предложенной самим покупателем. Других сделок с производителями удобрений не было», – сообщил он. Купленных «Уралхим-трансом» колес достаточно для ремонта 1500 вагонов, привел расчеты представитель ОМК. Вагонный парк производителей удобрений, входящих в состав РАПУ, составляет около 24 000 вагонов.

Доказать наличие картельного сговора на товарном рынке достаточно сложно: ключевым индикатором является динамика изменения цен, которые могут меняться не только вследствие наличия незаконного соглашения, но и по объективным рыночным факторам, говорит партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт.

«После аварий на предприятиях бразильской Vale в конце года выросла цена на железную руду. Это привело к росту цен на сталь и, как следствие, на стальную заготовку, закупаемую компаниями для производства стальных колес», – отмечает аналитик АКРА Максим Худалов.

Если антимонопольный орган придет к выводу, что ценовой сговор был, может быть возбуждено дело и назначены штрафы в размере до 15% выручки от реализации товара на соответствующем рынке, отметил Иккерт. Представители «Еврохима», «Акрона» и Evraz не ответили на запросы «Ведомостей».

Резкий рост цен на колеса может привести к подорожанию удобрений