Минпромторг готов смягчить требования к локализации электромобилей для доступа к госзакупкам
Об этом министерство попросили автопроизводителиМинпромторг хочет выделить машины на электрической тяге в отдельные категории автотранспорта: электробусы, электромобили и легкие коммерческие электромобили. А также сделать более мягкими, нежели для обычных машин, требования к локализации, открывающие доступ к госзакупкам. Проект постановления правительства с новыми правилами Минпромторг опубликовал на regulation.gov.ru.
Электробусы в России производят группа «Камаз», группа ГАЗ и «Волгабас». Легковые и легкие коммерческие электромобили пока не выпускаются. Но до конца года при поддержке Минпромторга может быть организовано серийное производство компактных электромобилей «Зетта», говорил в августе министр Денис Мантуров в интервью «Авто Mail.ru».
С 2019 г. к госзакупкам допускаются автомобили, набравшие определенное количество баллов в зависимости от локализации. Например, автобусы с 1 января 2021 г. должны набрать не менее 2900 баллов, с 1 января 2023 г. – не менее 4300, с 1 января 2025 г. – не менее 5600. Для электробусов, по мнению Минпромторга, минимальный балл должен быть существенно меньше: 1900, 2400 и 3000 соответственно. Так же министерство предлагает поступить и с другими машинами на электрической тяге.
Это позволит производителям электромобилей наращивать локализацию и участвовать в госпрограммах поддержки наравне с другими машинами, комментирует представитель Минпромторга. Проект постановления разработан «по итогам обсуждения с отраслевым сообществом», сказал он, не уточнив, с кем именно.
Выделить машины на электрической тяге в отдельные категории и смягчить требования к локализации Минпромторг просили альянс Renault-Nissan, включая «АвтоВАЗ», а также «Камаз» и ГАЗ, рассказали «Ведомостям» человек, знакомый с ходом подготовки документа, и знакомый менеджеров перечисленных автоконцернов. Представители «АвтоВАЗа», «Камаза», Renault-Nissan это не комментируют.
Представитель группы ГАЗ сказал, что компания поддерживает разработку документа. Нужна локализация ключевых компонентов для электромобилей – тяговых батарей, систем термостатирования, тягового привода, систем управления, перечисляет он, в противном случае деньги на приобретение компонентов будут утекать за пределы России. Компания, по его словам, работает над созданием индустриального парка по производству электротранспорта и компонентов к нему на площадке ГАЗа в Нижнем Новгороде, но для освоения этих технологий потребуется переходный период.
Инициатором совместного обращения выступила Renault, которая рассматривает возможность производства электромобилей в России, говорят собеседники «Ведомостей». В июле Renault обсудила с Минпромторгом механизмы поддержки их производства, сообщало министерство. В том же месяце мэр столицы Сергей Собянин рассказал о переговорах с Renault о производстве электромобилей в Москве. Модели он не уточнил. Обсуждается возможность выпуска Renault Zoe на московском заводе Renault, а также закупка электромобилей для нужд города, утверждает человек, близкий к мэрии.
Сейчас Zoe в России не продается, завозятся электрический микроавтомобиль Renault Twizy (стоит от 949 000 руб.) и легкий коммерческий электромобиль Renault Kangoo Z.E. 33 (от 2 619 000 руб.). В первом полугодии 2019 г. в России, по данным «Автостата», было продано четыре новых электромобиля Renault, а всего – 147 электромобилей, гласят данные «Автостата». Для сравнения: на глобальном рынке в 2018 г. было продано 1,45 млн электромобилей (данные EV-volumes.com).
Низкий спрос на электромобили в России связан с неразвитостью зарядной инфраструктуры, высокой ценой таких машин и небольшим запасом хода, а также отсутствием господдержки, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Для увеличения продаж Renault прорабатывает возможность использовать электромобили в каршеринге, говорят два собеседника «Ведомостей».
На рынке электробусов в России дела идут лучше. Главный их покупатель – Москва. В 2018–2019 гг. мэрия провела аукционы на поставку по контрактам жизненного цикла 300 машин (победили «Камаз» и ГАЗ) стоимостью 33 млн руб. каждая и зарядных станций. «До конца года мы намерены провести аукционы на закупку 600 электробусов, – говорит представитель «Мосгортранса». – Планируем, что к 2021 г. на маршрутах будет работать в общей сложности 900 электробусов. Далее ежегодно планируем закупать по 600–800, полностью отказавшись от покупок дизельных автобусов».
Государство поддерживает спрос на электробусы субсидиями на их покупку – до 8 млн руб. на одну машину. В следующем году планируется перейти на единые лизинговые субсидии, что может помешать продажам – не все работают по лизинговой схеме, говорит сотрудник одного из автоконцернов, лучше сохранить обычные субсидии.
Для создания производства компонентов для электробусов «требуются и господдержка, и наличие заказов электробусов – общеотраслевая программа стимулирования этой отрасли», считает представитель группы ГАЗ. Производить электромобили целесообразно только при наличии господдержки – в виде спроса и льгот, позволяющих снизить их стоимость, отмечает и представитель Nissan.
Представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в Минпромторг. Представители Минэкономразвития и вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего автопром, на вопросы не ответили.