Минпромторг готов смягчить требования к локализации электромобилей для доступа к госзакупкам

Об этом министерство попросили автопроизводители
Электробусы будут все чаще встречаться на улицах Москвы
Электробусы будут все чаще встречаться на улицах Москвы / Евгений Разумный / Ведомости

Минпромторг хочет выделить машины на электрической тяге в отдельные категории автотранспорта: электробусы, электромобили и легкие коммерческие электромобили. А также сделать более мягкими, нежели для обычных машин, требования к локализации, открывающие доступ к госзакупкам. Проект постановления правительства с новыми правилами Минпромторг опубликовал на regulation.gov.ru.

Электробусы в России производят группа «Камаз», группа ГАЗ и «Волгабас». Легковые и легкие коммерческие электромобили пока не выпускаются. Но до конца года при поддержке Минпромторга может быть организовано серийное производство компактных электромобилей «Зетта», говорил в августе министр Денис Мантуров в интервью «Авто Mail.ru».

С 2019 г. к госзакупкам допускаются автомобили, набравшие определенное количество баллов в зависимости от локализации. Например, автобусы с 1 января 2021 г. должны набрать не менее 2900 баллов, с 1 января 2023 г. – не менее 4300, с 1 января 2025 г. – не менее 5600. Для электробусов, по мнению Минпромторга, минимальный балл должен быть существенно меньше: 1900, 2400 и 3000 соответственно. Так же министерство предлагает поступить и с другими машинами на электрической тяге.

Это позволит производителям электромобилей наращивать локализацию и участвовать в госпрограммах поддержки наравне с другими машинами, комментирует представитель Минпромторга. Проект постановления разработан «по итогам обсуждения с отраслевым сообществом», сказал он, не уточнив, с кем именно.

Выделить машины на электрической тяге в отдельные категории и смягчить требования к локализации Минпромторг просили альянс Renault-Nissan, включая «АвтоВАЗ», а также «Камаз» и ГАЗ, рассказали «Ведомостям» человек, знакомый с ходом подготовки документа, и знакомый менеджеров перечисленных автоконцернов. Представители «АвтоВАЗа», «Камаза», Renault-Nissan это не комментируют.

Представитель группы ГАЗ сказал, что компания поддерживает разработку документа. Нужна локализация ключевых компонентов для электромобилей – тяговых батарей, систем термостатирования, тягового привода, систем управления, перечисляет он, в противном случае деньги на приобретение компонентов будут утекать за пределы России. Компания, по его словам, работает над созданием индустриального парка по производству электротранспорта и компонентов к нему на площадке ГАЗа в Нижнем Новгороде, но для освоения этих технологий потребуется переходный период.

Инициатором совместного обращения выступила Renault, которая рассматривает возможность производства электромобилей в России, говорят собеседники «Ведомостей». В июле Renault обсудила с Минпромторгом механизмы поддержки их производства, сообщало министерство. В том же месяце мэр столицы Сергей Собянин рассказал о переговорах с Renault о производстве электромобилей в Москве. Модели он не уточнил. Обсуждается возможность выпуска Renault Zoe на московском заводе Renault, а также закупка электромобилей для нужд города, утверждает человек, близкий к мэрии.

Сейчас Zoe в России не продается, завозятся электрический микроавтомобиль Renault Twizy (стоит от 949 000 руб.) и легкий коммерческий электромобиль Renault Kangoo Z.E. 33 (от 2 619 000 руб.). В первом полугодии 2019 г. в России, по данным «Автостата», было продано четыре новых электромобиля Renault, а всего – 147 электромобилей, гласят данные «Автостата». Для сравнения: на глобальном рынке в 2018 г. было продано 1,45 млн электромобилей (данные EV-volumes.com).

Низкий спрос на электромобили в России связан с неразвитостью зарядной инфраструктуры, высокой ценой таких машин и небольшим запасом хода, а также отсутствием господдержки, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Для увеличения продаж Renault прорабатывает возможность использовать электромобили в каршеринге, говорят два собеседника «Ведомостей».

На рынке электробусов в России дела идут лучше. Главный их покупатель – Москва. В 2018–2019 гг. мэрия провела аукционы на поставку по контрактам жизненного цикла 300 машин (победили «Камаз» и ГАЗ) стоимостью 33 млн руб. каждая и зарядных станций. «До конца года мы намерены провести аукционы на закупку 600 электробусов, – говорит представитель «Мосгортранса». – Планируем, что к 2021 г. на маршрутах будет работать в общей сложности 900 электробусов. Далее ежегодно планируем закупать по 600–800, полностью отказавшись от покупок дизельных автобусов».

Электробусы будут все чаще встречаться на улицах Москвы

Государство поддерживает спрос на электробусы субсидиями на их покупку – до 8 млн руб. на одну машину. В следующем году планируется перейти на единые лизинговые субсидии, что может помешать продажам – не все работают по лизинговой схеме, говорит сотрудник одного из автоконцернов, лучше сохранить обычные субсидии.

Для создания производства компонентов для электробусов «требуются и господдержка, и наличие заказов электробусов – общеотраслевая программа стимулирования этой отрасли», считает представитель группы ГАЗ. Производить электромобили целесообразно только при наличии господдержки – в виде спроса и льгот, позволяющих снизить их стоимость, отмечает и представитель Nissan.

Представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в Минпромторг. Представители Минэкономразвития и вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего автопром, на вопросы не ответили.