Владелец «Пятерочек» решил делать сам кассы самообслуживания
Так запуск нового сервиса во всех сетях Х5 обойдется дешевлеКрупнейший российский ритейлер X5 Retail Group занялся производством касс самообслуживания, рассказал «Ведомостям» его представитель. Компания сама разработала как устройства, так и программное обеспечение. Аппараты оснащены мультитач-экраном, 2D-сканером для распознавания штрихкодов, стереодинамиками, микрофоном для звуковых приложений и голосовых сервисов, 3D-камерой и проч. Купюроприемника нет, говорит представитель ритейлера. Интерфейс сделан на основе дизайна похожих устройств в сетях фастфуда – X5 считает, что к нему потребитель уже привык.
В 11 московских магазинах у дома «Пятерочка» уже тестируются 67 касс собственной разработки. После 30 сентября X5 решит, как дорабатывать аппараты и как их внедрять. Планируется, что они будут во всех сетях Х5, говорит представитель ритейлера.
До сих пор X5 ставила устройства производства NCR. Сейчас в 36 «Пятерочках» 178 касс самообслуживания, в 36 гипермаркетах «Карусель» – 176 касс, в 49 супермаркетах «Перекресток» – 177 касс.
NCR – лидер по кассам самообслуживания на российском рынке, сказал представитель российского производителя оборудования для торговли «Штрих-М». По данным NCR, она работает со всеми крупными сетями – помимо X5 это «Магнит», «Лента», «О’кей», «Гиперглобус» и др. Другой игрок – Diebold Nixdorf. Его кассы стоят, например, в Metro Cash & Carry.
Зачем кассы
Основная причина применения касс самообслуживания – оптимизация затрат на оплату труда, ускорение обслуживания покупателей и улучшение сервиса магазина, говорит представитель «Штрих-М». Средний срок окупаемости подобных решений – 2–3 года, сказал руководитель направления систем самообслуживания компании CSI Игорь Чечулин.
Кассы самообслуживания позволяют сократить очередь, увеличить пропускную способность кассовой линии и высвободить людей для работы в торговом зале, перечисляет руководитель по бизнес-консалтингу NCR в России и СНГ Алексей Семенов. Эти же причины называют опрошенные «Ведомостями» представители ритейлеров – X5, «Магнита», «Ашана», «Гиперглобуса», «Вкусвилла». У Metro такие кассы есть в 50 из 94 торговых центров. Ими пользуется до 35% покупателей. В «Магните», у которого 1350 касс самообслуживания, в среднем 40% покупателей выбирают их, а в некоторых регионах – до 70%.
В зонах касс самообслуживания также есть консультанты, отмечает представитель «Гиперглобуса»: «Но система помогает компенсировать нехватку кассиров и незаменима в период отпусков сотрудников».
В магазинах типа «Пятерочки» установка касс самообслуживания может сократить траты на персонал на 5–6%, или 1–2 сотрудников, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В более крупных форматах, где больше штат, экономия может быть меньше.
Но кассы самообслуживания дорогие. Сотрудник крупной розничной сети говорит, что в среднем аппарат без купюроприемника и весов стоит около 330 000 руб., с купюроприемником – больше 500 000–600 000 руб. Но на цену очень сильно влияет объем закупки. В среднем цена системы самообслуживания – около $15 000 (почти 1 млн руб.), говорит представитель «Штрих-М».
Самостоятельная разработка касс позволит существенно сэкономить, сказал директор по инновациям X5 Иван Мельник. Цену кассы он раскрыть отказался, отметив, что в серийном производстве она может быть в 2–4 раза дешевле аналогов в зависимости от модели и объема закупки. Поэтому для масштабирования проекта X5 и решила сама делать аппараты, а не заказывать их у профильного игрока.
Конкуренты в тренде
Х5 не единственная компания с кассами самообслуживания собственной разработки. Среди других «Вкусвилл» и крупнейшая в Восточной Сибири сеть продовольственных магазинов «Командор».
«Вкусвилл» установил 379 касс и все новые точки открывает уже с ними, говорит территориальный управляющий и руководитель проекта «Кассы самообслуживания» Любовь Фролова: «Оборудование наше, сделано на основе наших классических касс в Московской области». Кассы самообслуживания выбирает в среднем 20% покупателей.
«Командор» сначала устанавливал кассы от стороннего вендора, но столкнулся со сложностями при интеграции своей программы лояльности, говорит директор по IT ритейлера Павел Сергеев. Тогда компания задумалась о собственной разработке: у нее был опыт создания софта, решение от вендора было недешевым, были и трудности с комплектующими и их ремонтом. Как говорит Сергеев, ритейлер сам сделал программное обеспечение, а «железо» – внешний подрядчик по техзаданию; весь процесс занял около года. Сейчас у «Командора» две кассы самообслуживания своей разработки, ритейлер изучает, как масштабировать этот опыт. Собственная разработка оказалась дешевле решения от вендора не столько по цене покупки, сколько в обслуживании и ремонте. Но такой опыт может не подойти всем ритейлерам, отмечает Сергеев: нужны высококвалифицированные разработчики.
Некоторые ритейлеры разрабатывают свои кассы самообслуживания. Но проблема таких разработок в том, что они не имеют развития, полагает Семенов: «Создать работающий блок самообслуживания, подключив сканер к кассовому терминалу, не так сложно – но что дальше?» Постоянные опытно-конструкторские разработки для обновления оборудования, добавления функций и устройств дороги, особенно для компаний, которые на этом не специализируются, рассуждает он. «Ритейлер должен заниматься розничным бизнесом, а не проектировать технических монстров, – уверен Семенов. – Это лучше доверить профессиональным компаниям с опытными инженерами, а не менеджерам по «инновациям» в технологиях продаж».
С Семеновым согласен и представитель «Штрих-М». Кассы самообслуживания – это высокотехнологичное оборудование, касса должна работать как часы, указывает он: «Мы бы не рекомендовали ни одному из ритейлеров экспериментировать со своими покупателями. Все же основной задачей ритейлера является оказание высококачественного уровня обслуживания клиентов, а никак не производство касс самообслуживания».
С другой стороны, самостоятельная разработка касс самообслуживания позволит существенно сэкономить при масштабировании проекта на всю сеть, отмечает Бурмистров: на 30 июня 2019 г. под управлением Х5 было более 15 000 магазинов.
В подготовке статьи участвовал Артур Арутюнов