Правительство разрешит частным компаниям добычу нефти и газа в Арктике

Из-за санкций и невысокой цены нефти проекты на шельфе теперь им малоинтересны
Правительство разрешит частным компаниям добычу нефти и газа в Арктике/ Газпромнефть

Правительство подготовит законопроект, который разрешит работать на арктическом шельфе частным компаниям. Такое решение принято в понедельник на совещании у вице-премьеров Дмитрия Козака и Юрия Трутнева.

С 2008 г. по закону о недрах только подконтрольные государству компании, имеющие как минимум пятилетний опыт работы на шельфе, могут претендовать на лицензии на шельфовые месторождения. Сейчас этим критериям соответствуют две компании – «Роснефть» и «Газпром». Им принадлежит 90% лицензий на шельфе. Оставшиеся 10% правительство и предлагает теперь распределить среди частных компаний, говорит человек, знакомый с результатами совещания у вице-премьеров. Ресурсы месторождений, лицензии на которые не распределены, не известны. Представители Роснедр и Минприроды не ответили на запросы «Ведомостей».

По данным Минприроды, в 2015 г. арктические запасы оценивались в 1,69 млрд т нефти и 13,19 трлн куб. м газа.

Последние годы активно выступает за либерализацию шельфа совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов. «Госкомпаниям трудно в одиночку справляться с освоением шельфа. Они зовут на помощь иностранных партнеров. Нас, к сожалению, не приглашают. Хотя мы бы могли проводить геолого-разведочные работы, открывать месторождения», – говорил он в 2012 г. «Российской газете».

Приразломное месторождение в Печорском море (разрабатывает «Газпром нефть» с 2013 г.) сейчас единственное в российской части Арктики. Пытается разрабатывать шельф с суши и «Роснефть» – на Хатангском месторождении (извлекаемые запасы – более 80 млн т нефти) компания пробурила скважину «Центрально-Ольгинская – 1».

В 2014 г. «Роснефть» и ExxonMobil сообщили об успешно пробуренной скважине в Карском море на месторождении «Победа». Но из-за санкций против России американская компания была вынуждена прекратить работу с «Роснефтью».

В июле Трутнев письмом сообщил президенту Владимиру Путину о срыве госкомпаниями сроков разработки арктического шельфа, писал РБК. Правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет, однако к лету 2019 г. было пробурено только пять скважин, сетовал вице-премьер. Медленное развитие проектов на шельфе он объяснял отсутствием конкуренции – «Роснефть» и «Газпром», а также «Газпром нефть» не заинтересованы форсировать разработку запасов на шельфе, так как обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.

«Из-за того что сейчас на шельфе могут работать лишь госкомпании, определить, адекватные ли затраты на освоение они несут, лучшие ли технологии они применяют, невозможно. Ограничение конкуренции должно быть снято», – рассказывал летом «Ведомостям» высокопоставленный чиновник.

Для полноценного освоения Арктики нужны значительные средства и технологии, а также вера в рост цен на нефть, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «При цене $50–60 за баррель арктические проекты вряд ли будут рентабельны. Либерализация законодательства и допуск к шельфу частных игроков вряд ли изменят картину».

Представитель «Лукойла» отказался от комментариев. В 2017 г. Алекперов говорил, что вопрос либерализации шельфа стоит не так остро, как раньше, когда нефть была дороже $100 за баррель (в понедельник – около $59).

«Эффективно ли сегодня с экономической точки зрения работать в Арктике? Я считаю, что нет. При такой цене в $50 эти проекты отложатся на достаточно большой период. Потому что сложная география, сложная геология, это проекты будущего. Но ограничения надо снимать», – сказал Алекперов в интервью РБК-ТВ.

«Добыча углеводородов в Арктике ждет барреля по $100. А сейчас только госкорпорации могут себе позволить такие расходы, поэтому льготы и просят», – говорил недавно в интервью «Ведомостям» министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин.

Сейчас разработка арктического шельфа может быть интересна разве что при нулевой экспортной пошлине и нулевом НДПИ, считает аналитик АКРА Василий Танурков. По его словам, опыт, финансовые ресурсы для работы в Арктике есть у «Лукойла», а «Новатэку» это может стать интересным после окончания работы над текущими проектами.

Препятствием к освоению арктического шельфа Маринченко называет санкции: западные компании могли бы помочь с технологиями и оборудованием, а также разделить с российскими игроками риски, но из-за текущего санкционного режима это вряд ли возможно.

Себестоимость добычи на шельфе будет как минимум втрое выше, чем на традиционных сибирских месторождениях, поэтому для работы в этом регионе крайне важны высокие и стабильные цены на мировом рынке, а также господдержка, считает начальник отдела инвестидей «БКС брокера» Нарек Авакян. Рассчитывать на активное участие частных инвесторов в этих проектах не стоит, заключает он.

Представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Новатэка» не ответили на запросы «Ведомостей».