Крупнейший частный перевозчик объединит свои авиакомпании
Это позволит S7 Group значительно сэкономить и выполнять все рейсы под одним кодомХолдинговая компания S7 Group объединит свои авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», рассказали два менеджера холдинга, об этом руководство S7 уведомило всех сотрудников. Слияние произойдет не в форме объединения юридических лиц, а путем перевода парка: все самолеты «Глобуса» будут переведены в сертификат эксплуатанта «Сибири», также в «Сибирь» перейдут сотрудники, говорят собеседники.
Представитель S7 подтвердил эти планы. S7 – крупнейший частный перевозчик в России, принадлежит семье Владислава Филева.
«Сибирь» эксплуатирует 61 среднемагистральный Airbus 319/320/321 и 17 региональных Embraer Е-170. У «Глобуса» 23 среднемагистральных Boeing 737.
«Сибирь» в августе подала заявку в Росавиацию на расширение сертификата эксплуатанта новыми типами судов – модификациями Boeing 737. Первый лайнер будет переведен из «Глобуса» в конце сентября, затем будем переводить по пять лайнеров каждые две недели, к середине декабря процесс слияния будет полностью завершен», – рассказала «Ведомостям» старший вице-президент S7 Group Татьяна Филева. По ее словам, в отношениях с контрагентами ничего не изменится, все договоры будут перезаключены на одну авиакомпанию: «Абсолютно ничего не изменится и для пассажиров. Наоборот, им станет немного проще, все рейсы будут выполняться под одним кодом – S7, у «Глобуса» как отдельной авиакомпании свой код – GH».
«Глобус» был создан в 2008 г. для развития внутри холдинга чартерных перевозок, очень быстро мы поняли, что этот сегмент невыгоден, но уже созданную авиакомпанию сохранили, – вспоминает она. – Обсуждать объединение начали в декабре 2018 г. как меру дальнейшего повышения эффективности в условиях ухудшающегося рынка». Решение об объединении утвердил совет директоров S7 Group 1 марта 2019 г.
Совокупный экономический эффект от объединения, по ее словам, составит до 600 млн руб. в год. Это существенная экономия, она составила бы значительную часть чистой прибыли группы, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. В том числе 450 млн руб. принесет более эффективное управление флотом. Будет оптимизировано резервирование судов. Сейчас авиакомпании должны иметь резервное судно на каждые летающие 10 лайнеров, но суда «Сибири» и «Глобуса» не могли резервировать друг друга, поэтому в едином парке резервных судов будет меньше.
Единый флот позволит принимать более гибкие коммерческие решения по замене типа судна на отдельных рейсах: Boeing 737 смогут подменять семейство Airbus 319/320/321 и наоборот. Также будут объединены службы поддержания летной годности, лайнеры будут эффективнее и с меньшими простоями уходить на техническое обслуживание. «Более эффективное планирование ТО для парка из 100 судов, по нашим расчетам, будет равносильно появлению нового лайнера», – объяснила Филева.
Все бортпроводники объединенной авиакомпании будут переобучены и смогут работать как на Airbus, так и на Boeing – это позволит эффективнее планировать их работу и набирать меньше людей при росте парка, что добавит еще 100 млн руб. в год экономии, продолжает Филева. Экономия на оптимизации штата будет незначительна, добавила она: в «Сибирь» из «Глобуса» перейдут 100% летного состава, бортпроводников и технических специалистов и лишь управленческий штат сократится – на 20 человек.
В этом году объединение потребует затрат, продолжает Филева: примерно 350 млн руб. пойдет на разовые выплаты неотгулянных отпусков, еще 200 млн составят потери от простоя самолетов – каждый из лайнеров «Глобуса» в процессе перевода в «Сибирь» не сможет летать две недели. Перевод потому и стартует в октябре, в низкий сезон, чтобы минимизировать потери, объяснила она.
Руководить объединенной «Сибирью» будет нынешний гендиректор «Глобуса» Вадим Клебанов. А бессменный гендиректор «Сибири» Владимир Объедков по собственному желанию в сентябре уходит на пенсию и возглавит в холдинге S7 Group проект по строительству завода бизнес-джетов в Московской области.
ООО «Глобус» останется авиакомпанией без самолетов, юридическим лицом с сертификатом эксплуатанта. «Мы рассматриваем возможность его продажи – такая компания может стоить до $5 млн – или использования в собственных проектах», – добавляет Филева.
«S7 последние годы занимается оптимизацией бизнес-процессов, выжиманием маржинальности. Объединение авиакомпаний, безусловно, повысит эффективность и давно назрело», – говорит Рыбак. Авиационные холдинги часто имеют несколько авиакомпаний, но в разных странах – чтобы обойти ограничения, накладываемые на иностранных перевозчиков, добавляет он.