Российская лизинговая компания впервые получит гарантии властей другой страны

ГТЛК поставит в Норвегию два круизных лайнера на 171 млн евро
ГТЛК договорилась о покупке двух круизных лайнеров производства турецкой верфи Tersan Tersanecilik San. Ve Tic A.S
ГТЛК договорилась о покупке двух круизных лайнеров производства турецкой верфи Tersan Tersanecilik San. Ve Tic A.S / Tersan Tersanecilik San. Ve Tic A.S

В июне 2019 г. на 100% принадлежащая Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) договорилась о покупке двух круизных лайнеров производства турецкой верфи Tersan Tersanecilik San. Ve Tic A.S. Инвестиции ГТЛК составили 171,1 млн евро. Сделка структурирована через международную платформу GTLK Global Business (под этим брендом работают все иностранные «дочки» ГТЛК: ирландская, гонконгская и дубайская. – «Ведомости»), рассказал директор GTLK Global Business Роман Лядов.

ГТЛК – крупнейшая российская лизинговая компания. Ее лизинговый портфель превышает 1 трлн руб.

GTLK Global Business выиграла тендер норвежской компании Havila Kystruten AS и поставит ей суда в лизинг на 10 лет, добавляет Лядов. Это крупнейший оператор Норвегии, суда будут ходить под норвежским флагом, продолжает он. Суда будут поставлены Havila в конце 2020 г. и выйдут в море в январе 2021 г. Причем в качестве топлива на них будет использоваться сжиженный природный газ (СПГ), говорится на сайте турецкой верфи.

Havila Holding (в него входит оператор Havila Kystruten) в марте 2018 г. по итогам конкурса заключил с правительством Норвегии в лице министерства транспорта и коммуникаций сервисный контракт на перевозки еще четырьмя судами в норвежских фьордах. Они будут ходить на линии Берген – Киркенес. В октябре Havila выбрала верфи, которые построят лайнеры: заказ на два получили турки, на два – испанская верфь Barreras.

Длина строящихся в Турции судов составляет 122,7 м, ширина – 22 м, говорится на сайте верфи. Лайнеры строятся по проекту норвежской компании Havyard Design & Solutions, она же поставит для всех четырех оборудование.

Это очень распространенная практика, когда судоходная компания сначала заказывает лайнеры верфи, а финансирование для них ищет уже в ходе строительства, говорит топ-менеджер крупной судоходной компании.

СПГ для кораблей пока в диковинку

Оператор Havila Kystruten AS (Норвегия)
Проект      Havyard (Норвегия)
Верфь       Tersan Tersanecilik (Турция)
Топливо   СПГ
Длина       122,7 м
Ширина   22 м
Новые правила International Maritime Organization, ужесточающие требования к экологичности топлива, были приняты в октябре 2018 г. и вступают в силу с 1 января 2020 г., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Они предусматривают радикальное снижение содержания серы в топливе с максимально допустимых сейчас 3,5% до 0,5%. Суда на СПГ – один из вариантов следовать новым правилам. СПГ сейчас используют 140 судов в мире, еще 110 строится. Пока доля СПГ в топливном балансе мирового флота не превышает 0,3%, говорит Бурмистров.

Главный критерий выбора банка или лизинговой компании – финансовые условия, добавляет собеседник.

Основная часть обязательств Havila Kystruten перед GTLK как лизингодателем обеспечена платежами по сервисному контракту Havila Holding с министерством транспорта и коммуникаций Норвегии, добавляет Лядов.

Топ-менеджер Havila Kystruten подтвердил сделку с GTLK. Представители Havila Kystruten, турецкой Tersan и министерства транспорта Норвегии на запросы «Ведомостей» не ответили.

«В шипинговом бизнесе суда приобретаются в основном на кредитные средства. Лизинговые сделки достаточно редки, ГТЛК – один из пионеров этого процесса. Гарантии правительства Норвегии значительно снижают риски финансирующей организации. Эта сделка подтверждает возросшую репутацию GTLK на международном рынке», – говорит совладелец и член совета директоров финской верфи Helsinki Shipyard Oy Ришат Багаутдинов.

Не припомню, чтобы российские лизинговые компании поставляли такие крупные суда иностранным операторам, да еще под гарантии иностранного государства, отмечает топ-менеджер судоходной компании.

Лизинговый портфель GTLK Global Business, по данным самой компании на август, составляет около $3 млрд. Но его основу формируют 67 иностранных самолетов. В портфеле также 19 единиц флота. Помимо пассажирских судов для Havila это 14 сухогрузов, два плавучих крана и танкер. «Данная сделка – первая в своем роде для международной платформы GTLK, она доказывает, что мы можем конкурировать в сфере лизинга морского транспорта на глобальном рынке», – отмечает Лядов.