У крупнейшего сервиса доставки из супермаркетов новый акционер

Совладельцем iGooods стал маркетплейс китайских товаров Joom
Бизнес iGooods растет быстрее рынка онлайн-продаж продуктов – в 3 раза за год
Бизнес iGooods растет быстрее рынка онлайн-продаж продуктов – в 3 раза за год / Евгений Разумный / Ведомости

О новом акционере крупнейшего российского сервиса доставки товаров из сетевых магазинов iGooods «Ведомостям» рассказали представители сторон. В ходе допэмиссии Joom купил 10% управляющей компании iGooods за 325 млн руб., сделка закрыта в середине августа, уточнил управляющий сервиса Григорий Кунис. Joom станет вторым по величине доли акционером iGooods после его сооснователя Дмитрия Куниса (брат Григория. – «Ведомости»), следует из данных сервиса.

Joom, среди основателей которого экс-гендиректор «Одноклассников» и бывший вице-президент Mail.ru Group по соцсетям Илья Широков, – популярный у российских покупателей маркетплейс с товарами от китайских и других поставщиков наряду с Aliexpress и Pandao. Площадка основана в 2016 г. и сейчас называет себя «международным мобильным маркетплейсом»: она работает более чем в 100 странах мира, а ее офисы расположены в Латвии, России, Гонконге и США. Общая аудитория Joom, по собственным данным, превышает 25 млн активных пользователей в месяц, в России – 10 млн.

Joom, по словам его представителя Мики Стецовского, ищет «молодые и сильные компании для будущих инвестиций и совместных проектов». До сих пор маркетплейс инвестировал только в симулятор продуктовой аналитики GoPractice Олега Якубенкова.

iGooods, по данным агентства Infoline за 2018 г., – крупнейший по обороту сервис доставки продуктов из сетевой розницы. Компания привозит заказы из Metro Cash & Carry, «Ленты», «Карусели», «Магнита», гипермаркетов «Глобус» Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Белгорода, Оренбурга, Сургута и Кингисеппа (Ленинградская обл.). Полученные от маркетплейса деньги пойдут на расширение франчайзинговой сети, развитие сотрудничества с новыми торговыми сетями, доставки в корпоративном секторе и др., сообщил Григорий Кунис.

Для сделки с Joom, по его словам, сервис iGooods оценен в 2,9 млрд руб. (показатель до сделки, pre-money) – это почти в 6 раз больше, чем год назад, когда сервис получил прошлые инвестиции. Григорий Кунис объясняет такое подорожание актива, в частности, быстрым ростом рынка онлайн-продаж продуктов – на десятки процентов в последние годы, тогда как непосредственно бизнес iGooods растет еще быстрее, в 3 раза за год. «Инвесторы видят огромный потенциал», – говорит собеседник «Ведомостей».

При этом из числа акционеров iGooods, по его данным, вышел фонд SOL Ventures основателя Delivery Club Левона Оганесяна и его партнеров Сергея Опарина и Станислава Шохора – у фонда было около 4%. Эти акции выкупил Дмитрий Кунис, уточнил представитель iGooods. Опарин подтвердил «Ведомостям» продажу фондом доли в iGooods: «У нас возникли разногласия с основателями iGooods в видении стратегии и вектора развития компании на ближайшие годы». Григорий Кунис наличие разногласий не отрицает, но замечает, что они касались принципов распределения права голоса и вето в части важных решений среди миноритариев. Фонд, по словам Опарина, получил «достойное предложение» и продал долю с чистой доходностью от инвестиции кратной примерно четырем за 1,5 года. Сумму этой сделки он раскрыть отказался; так же поступили Григорий Кунис и представитель сервиса.

Ранее новые акционеры появились и у главного конкурента iGooods – сервиса Instamart. В начале августа фонд управляющей компании Fort Ross Ventures, в числе соинвесторов которого Сбербанк, получил долю в Instamart, а доля первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса в Instamart была конвертирована в долю в фонде. Источник «Ведомостей», близкий к одному из участников сделки, говорил тогда, что для той сделки Instamart был оценен по последнему раунду, т. е. более чем в 1,8 млрд руб. Теперь Instamart сможет войти в экосистему Сбербанка – и не исключено, что и в создаваемое совместное предприятие госбанка с Mail.ru Group.

Сервис iGooods рассчитывает на синергию с Joom, говорит Григорий Кунис. Например, компании хотят запустить совместный проект «быстрой локальной доставки продуктов», правда, его детали Кунис и Стецовский раскрыть отказались. Кроме того, стороны планируют вместе «работать не только в России, но и за ее пределами – прежде всего в европейских странах», заявил Широков: «Для iGooods это открывает новые рынки, а для нас – возможность развития Joom как сервиса, где можно делать любые покупки, в том числе повседневные».

Бизнес iGooods растет быстрее рынка онлайн-продаж продуктов – в 3 раза за год