Костин просит Путина помочь создать лидера зернового рынка
Он обещает выгоду российским сельхозпроизводителямПрезидент банка ВТБ Андрей Костин попросил президента России Владимира Путина помочь банку создать нового российского зернового лидера, сообщило агентство Reuters. «Ведомости» ознакомились с письмом, датированным 26 июня 2019 г.
Изучить вопрос поручено премьер-министру Дмитрию Медведеву, следует из документа. Работа идет, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Олег Осипов. Представитель ВТБ и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказались от комментариев.
ВТБ проработал вопрос о создании национального лидера – Объединенного зернового холдинга, пишет Костин. Компания сможет решить две задачи. Первая – консолидировать активы в экспорте и хранении зерна, это позволит повысить «общую эффективность логистического плеча». Вторая задача – он станет ведущим трейдером российской пшеницы. Это, говорится в письме, обеспечит более выгодное для отечественных производителей ценообразование.
Часть активов за минувший год банк уже собрал, пишет Костин. У него есть 33,7% в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП), одном из крупнейших в стране зерновых терминалов, и 50% минус 1 акция в Объединенной зерновой компании (ОЗК), которой принадлежит контрольный пакет НКХП. Эти доли банк получил за долги «Суммы» Зиявудина Магомедова. Также ВТБ купил другой крупный зерновой терминал – Новороссийский зерновой терминал, 50% плюс 1 акция железнодорожного оператора «Рус-транском» и 70% зернового трейдера «Мирогрупп ресурсы». Таким образом, создан Новороссийский кластер по перевозке и перевалке зерновых, резюмирует Костин.
Но для создания федерального вертикально-интегрированного зернового оператора в течение ближайших 2–3 лет этого недостаточно, нужна господдержка, считает Костин. В частности, нужна помощь с покупкой Зернового терминального комплекса Тамань. Сейчас им в пропорции 50:50 владеют украинский холдинг Kernel и швейцарский трейдер Glencore. Банк уже договорился о покупке доли Kernel, но необходимо разрешение правительства, и Костин просит дать соответствующее поручение. Представитель Kernel на запрос «Ведомостей» не ответил. В дальнейшем можно нарастить мощности в Тамани и объединить их с Новороссийским кластером, получив «сильный синергетический эффект», пишет Костин.
Если будут объединены мощности по перевалке зерна в Новороссийске и Тамани, то структура ВТБ сможет контролировать до 70% мощностей Черноморского региона – главного экспортного хаба для российского зерна, подсчитал гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.
Еще одна просьба Костина – продать 25% ОЗК из принадлежащих государству 50% плюс 1 акция. Несмотря на то что компания стоит в плане на приватизацию на 2017–2019 гг., этот процесс фактически остановлен, сетует он. Вероятно, при помощи сложной сделки через механизм приватизации ВТБ намерен получить контроль над ключевым активом – терминалом НКХП, где у ВТБ пока миноритарная доля, полагает Рылько. Вопрос приватизации ОЗК Минсельхоз считает преждевременным, сообщил его представитель. На другие вопросы он ответил, что «речь идет о коммерческой деятельности группы ВТБ».
Костин пишет, что сейчас главную роль в обслуживании зернового экспорта играют международные трейдеры. На них приходится около 50% торговли российской пшеницей за рубежом, указывает Костин. По данным рейтинга «Прозерна», крупнейшим экспортером зерна в сезоне 2018/19 (оканчивается июнем) был ТД «Риф» Петра Ходыкина, его доля – 15,8%. На «дочки» Glencore, Olam International, Louis Dreyfus, Cargill, Cofco пришлось около 20% экспортных продаж. Доля международных трейдеров сокращается последние 6–7 лет, а доля российских трейдеров растет, говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Иностранные компании не всегда торгуют на оптимальных для России условиях, а значительную часть добавленной стоимости оставляют в офшорах, продолжает Костин. Это утверждение некорректно: все международные компании, даже те, у кого собственники в России, имеют иностранные фирмы для торговли на мировом рынке – это необходимо для управления рисками и получения торгового финансирования, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов.
ВТБ уже контролирует около четверти зерновых перевалочных мощностей, в том числе половину в глубоководных портах, около 80% парка вагонов-зерновозов. Дальнейшее увеличение доли будет еще больше ограничивать конкуренцию, считает Сизов. В итоге объединенная компания сможет повышать тарифы на перевалку, ограничивать доступ к своему парку зерновозов для сторонних терминалов. Международные трейдеры в такой ситуации могут сократить присутствие в России, а компании, которые в последнее время начинали или планировали крупные инвестиционные проекты, могут их свернуть, полагает он.
Представители крупнейших международных трейдеров Olam International, Louis Dreyfus, Cofco на запросы не ответили, связаться с представителями Glencore и Cargill не удалось. «Ничего хорошего не светит», – опасается топ-менеджер крупного экспортера зерна. Если ВТБ будет честно конкурировать, то рынок просто получит нового крупного игрока. Если же это будет передел с использованием административного ресурса, то часть игроков может уйти, а часть доходов производителей зерна перетечет к ВТБ, считает он.
Ограничение конкуренции всегда снижает эффективность экспорта, отмечает Злочевский. В России и так недостаточно перевалочных мощностей и ставки на перевалку одни из самых высоких в мире. Если концентрация активов в одних руках приведет к дополнительному повышению ставок на перевалку, то это снизит закупочные цены у производителей и навредит им, а не поможет. Также давление на цену может оказать возможное снижение конкуренции среди экспортеров из-за увеличения доли ВТБ, говорит Злочевский.
Если ВТБ обратится в ФАС с ходатайством о создании такого оператора, то служба рассмотрит его «с учетом недискриминационного доступа грузоотправителей к перевалочным мощностям», заверил представитель службы. Также служба обещает уделить пристальное внимание вопросам тарифной политики группы ВТБ в морских портах, продолжает собеседник «Ведомостей».