«Аэрофлот» лишился только одного маршрута из наследства «Трансаэро»
S7 получила право летать в Париж cемь раз в неделюМинтранс подвел итоги заседания межведомственной комиссии (ее большинство составляют чиновники Минтранса и Росавиации), на котором распределялись международные назначения. Это заседание состоялось 13 августа, рассказал сотрудник авиакомпании, которая принимала участие в заседании.
S7 получила назначение Москва – Париж, говорит сотрудник российской авиакомпании, знающий об этом от чиновников. Эти сведения подтвердил сотрудник другой авиакомпании.
Назначения из Москвы в Тель-Авив, Барселону, Аликанте, Болонью, Римини, Рим, Милан, Алма-Ату, Пекин, Бангкок, Ташкент, Прагу, а также из Санкт-Петербурга в Рим и Милан остались, таким образом, за группой «Аэрофлот».
S7 сможет летать в Париж семь раз в неделю. Это одно из самых ценных назначений, которые выставлялись на рассмотрение, говорит менеджер российской авиакомпании.
По регламенту протокол заседания будет отправлен в МИД, который уведомит через французский МИД авиационные власти Франции о назначении на линию S7.
До конца октября назначение будет продолжать эксплуатировать «Россия». Только потом на него сможет встать S7.
В Париж также 42 раза в неделю летает «Аэрофлот».
«Аэрофлот» получил назначения «Трансаэро» в октябре 2015 г. без конкурса, потому что она прекратила полеты и «Аэрофлоту» было поручено перевезти ее пассажиров, всего авиакомпания перевезла 2 млн человек крупнейшего на тот момент конкурента. Свои затраты на это, а также на финансирование работы «Трансаэро» в сентябре – октябре 2015 г. «Аэрофлот» оценил в 17 млрд руб.
Для компенсации затрат «Аэрофлот» и «Россия» без конкурса получили 56 лучших международных назначений «Трансаэро». По некоторым из этих направлений «Аэрофлот» и так летал и просто увеличил частоту рейсов, а назначения из Москвы в Алма-Ату, Астану и несколько других городов Казахстана были уникальными. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что для компенсации затрат группе «Аэрофлот» надо эксплуатировать назначения «Трансаэро» шесть лет.
Особенность этих назначений была в том, что они были выданы не бессрочно (как обычно бывает), а на полгода и потом каждые полгода продлевались.
Впоследствии от каких-то из этих назначений «Аэрофлот» отказывался и на данный момент сохранил около 30 маршрутов. 15 были выставлены на конкурс.
Частоты были не продлены «Аэрофлоту» и «России» автоматически, а выставлены на конкурс по указанию министра транспорта Евгения Дитриха, говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». Это подтвердил федеральный чиновник. Они не говорят, каким было указание Дитриха: просто провести конкурс или отдать какое-то количество направлений другим авиакомпаниям.
Скорее всего, S7 должна была получить больше направлений, иначе какой смысл было выносить их на конкурс, говорит один из собеседников.
Дитрих в 2018 г. был избран в совет директоров «Аэрофлота», а позже – председателем совета. О мотивах Дитриха собеседники не говорят.
Представители «Аэрофлота», S7 и Минтранса от комментариев отказались.
На заседании комиссии чиновники Минтранса и Росавиации просто голосуют за авиакомпании, претендующие на направления, – достается оно той, которая набрала больше голосов, рассказывали сотрудники нескольких авиакомпаний. Формально члены комиссии должны делать выбор, исходя из критериев безопасности полетов, пунктуальности, того, использует ли авиакомпания уже имеющиеся допуски, и др. Но никто никогда не проверяет эти критерии и соответствует ли им выбор чиновников, поэтому процедура распределения допусков абсолютно непрозрачна, говорили собеседники «Ведомостей».
Париж – одно из самых ценных международных назначений, говорит сотрудник российской авиакомпании. Так как соглашение о воздушном сообщении между Россией и Францией очень жесткое, никакие другие российские перевозчики не могли стать на линию.
Даже в такие востребованные и ранее тоже эксклюзивные города, как Тель-Авив, Прага, Алма-Ата и Рим, появился альтернативный перевозчик: Минтранс договорился об открытии полетов в эти города из «Жуковского», и в них летают «Уральские авиалинии».
Выставление частот «Трансаэро» на конкурс сопровождалось скандалом. Эти допуски не были отозваны у «Аэрофлота» и «России» в установленном порядке, а информация о наличии свободных прав не была опубликована на сайте Росавиации, как того требует административный регламент, писал гендиректор «Победы» Андрей Калмыков замминистра транспорта Александру Юрчику. Он и президент Utair Павел Пермяков просили Минтранс не проводить распределение частот 13 августа, так как о них не было известно и все желающие не могли подать заявки. Минтранс не послушал.
20 августа Пермяков написал руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву и попросил не допустить нарушения антимонопольного законодательства. «Победа» жаловаться не планирует. ФАС не ответила на запрос «Ведомостей».