Авиакомпании сокращают количество рейсов в новый аэропорт Саратова
После строительства «Гагарина» аэропортовые сборы в регионе выросли в несколько раз«Аэрофлот» и S7 Airlines прекратили продажу билетов на рейсы в Саратов с 27 октября, когда авиакомпании переходят на зимнее расписание, – билетов нет в системах бронирования. А последний рейс Rusline в Саратов, судя по сайту перевозчика, назначен на 13 сентября. В то же время эти авиакомпании продают билеты на рейсы в другие города на несколько месяцев вперед.
До 20 августа работает старый аэропорт «Центральный», принимает рейсы «Аэрофлота», S7, Pegas Fly, Nordwind Airlines и Rusline. С 18 августа заработал новый аэропорт «Гагарин», он принял первый – тестовый – пассажирский рейс. «Гагарин» построен с нуля холдингом «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Первым на новую взлетную полосу сел Boeing 737 авиакомпании «Победа», первый регулярный рейс в «Гагарин» также выполнит «Победа» – 20 августа.
Строительство «Гагарина» началось в 2017 г. Холдинг Вексельберга вложил в него 8,2 млрд руб. Новый аэропорт расположен в 20 км от Саратова. После его открытия «Центральный» будет закрыт. «Гагарин» рассчитан на 1 млн пассажиров в год, этой цифры гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский надеется достичь в 2021 г. Старый аэропорт Саратова в 2018 г. принял только 426 000 человек.
«Аэрофлот» сохранит рейсы в «Гагарин» в зимнем расписании. «Просто из-за смены аэропорта еще не успели загрузить в систему бронирования выставляемые в «Гагарин» емкости», – говорит представитель «Аэрофлота». Раньше компания совершала шесть рейсов в Саратов на Sukhoi SuperJet 100 вместимостью 87 пассажиров, теперь рейсов будет два – на Airbus A320 вместимостью 158 пассажиров (с сентября рейсы будут выполнять и на Airbus, и на Sukhoi SuperJet), следует из информации на сайте «Аэрофлота». В итоге емкость перевозок авиакомпании в Саратов снизилась с 522 пассажиров до 316 пассажиров в день.
Представитель Rusline не ответил на запрос «Ведомостей». S7 в сентябре сокращает количество рейсов в Саратов с четырех до двух в день, а с зимнего расписания закрывает продажу, сказал ее представитель: это связано с высокими в сравнении с «Центральным» тарифами в «Гагарине».
Обслуживание самолетов в новом аэропорту, судя по его сайту, в несколько раз дороже, чем в «Центральном». Сбор за взлет-посадку вырос с 305 до 1010 руб. за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Сбор за обеспечение авиационной безопасности – с 315 до 921 руб. за тонну. Предоставление аэровокзального комплекса в старом аэропорту стоило по 33 руб. за пассажира как внутренних, так и международных линий. В новом сбор составляет 155 руб. за пассажира внутренних линий и 224 руб. – международных. Тариф за обслуживание одного пассажира на внутренних линиях вырос с 82 до 415 руб., на международных – с 224 до 599 руб.
В Саратов благодаря «Гагарину» приходит «Победа», говорит представитель аэропорта: ежедневно на Boeing 737-800 вместимостью 189 кресел. «Победа» подала заявку и на второй ежедневный рейс в Москву и рейс на Санкт-Петербург трижды в неделю, сказал представитель «Гагарина».
Сотрудники трех авиакомпаний говорят, что «Победа» единственная получила в «Гагарине» скидки – и существенные, около 50%.
Важное значение имеет стоимость обслуживания относительно других аэропортов в европейской части России, отмечает представитель S7: «Например, разворотный рейс на А319 стоит в диапазоне 100 000–135 000 руб. в «Пулково», Казани, Уфе, Екатеринбурге, Нижнекамске и т. д. В Саратове же – 280 000–300 000 руб.».
Основная проблема – за строительство новых аэропортов платит пассажир, продолжает представитель S7, и платит дорого. «В отрасли отсутствует механизм согласования инвестиционных проектов по строительству новых аэропортов и терминалов. Это приводит к тому, что осуществляется дорогостоящая реконструкция терминала или строительство нового аэропорта, а авиакомпании после этого ставятся перед фактом повышения тарифов и сборов и вынуждены перекладывать возросшие расходы на пассажира, что не всегда возможно в условиях конкуренции и снижающихся реальных доходов населения», – сетует он.
«Сколько говорили, что высокие тарифы убьют перевозки? Убили? Нет, не убили. На примере «Платова» (аэропорт Ростова-на-Дону, также построен с нуля холдингом Виктора Вексельберга. – «Ведомости»): произошло снижение тарифов авиакомпаний, пассажиропоток на 30% вырос. Я уверен, что с переходом с региональных на среднемагистральные самолеты с экономикой перевозчиков [в «Гагарин»] будет все в порядке», – сказал Чудновский (цитата по «Интерфаксу»).
Себестоимость перевозки самолетами другого типа снизилась бы на 30% при условии сохранения аэропортовых тарифов на текущем уровне, c учетом их роста в 2,5 раза потенциальное сокращение себестоимости будет не столь существенным – около 10%, возражает представитель S7. «При использовании самолета большей вместимости авиакомпании вынуждены сокращать количество рейсов. И если сейчас пассажиры могут выбирать удобное время вылета, в том числе подбирать удобные стыковки, при сокращении количества рейсов для пассажира предложение ухудшится. У нас нет принципиальной позиции, летать или не летать в какой-то аэропорт. Решение принимается исходя из экономики, в этом случае выполнение полетов в зимний сезон экономически нецелесообразно», – заключил представитель S7.
Аэропортовые сборы составляют от 15 до 20% в структуре расходов авиакомпаний, знает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак: «С учетом того, что рентабельность авиакомпаний близка к нулю, это существенное удорожание для них». Саратов не является важным аэропортом для маршрутной сети ни одной из авиакомпаний, уверен Рыбак: «Понятно, что «Аэропорты регионов» в этот аэропорт вложились и хотят эти деньги отбить. Но если они не изменят тарифную политику, аэропорт будет стоять пустым».