Авиакомпании давно жалуются на стаи птиц в аэропортах
В России самолеты сталкиваются с ними намного чаще, чем в Европе и США15 августа самолет Airbus 321 «Уральских авиалиний», вылетевший из аэропорта «Жуковский» в 06.05 рейсом Москва – Симферополь, совершил экстренную посадку. При взлете он столкнулся со стаей чаек, в результате чего оба двигателя вышли из строя. Командир корабля Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин посадили лайнер с убранными шасси в кукурузное поле в 1 км от аэропорта. Никто из 226 пассажиров и семи членов экипажа не погиб.
«Если был отказ обоих двигателей, то пилоты – настоящие герои. У них была в лучшем случае минута, чтобы точно определить текущее состояние приборов по памяти и найти наименее опасное решение, – восхищен летный директор российской авиакомпании. – В малой авиации, например на Ан-2, специально тренируют визуально подбирать площадку для посадки при отказе двигателя. Но здесь мы говорим о большом самолете».
«На волосок от катастрофы. Люди спаслись чудом», – категоричен топ-менеджер другой авиакомпании. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что пилотов представят к государственным наградам.
Генпрокуратура не защитила
Это было самое серьезное за 12 лет авиапроисшествие в России, вызванное столкновением с птицами. В июле 2007 г. грузовой турбовинтовой Ан-12 авиакомпании «Атран» при вылете из «Домодедово» также столкнулся с птицами, у него заглохли два двигателя на одном крыле, при двух работающих двигателях на другом он дал крен, врезался в деревья и разбился. Все семь членов экипажа погибли.
«Столкновения с птицами в России, или birdstrike, происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе, хотя там экология лучше и птиц больше – об этом говорит статистика российских авиакомпаний», – отмечает гендиректор Utair Андрей Мартиросов. С ним согласен сотрудник другой крупной авиакомпании. Сотрудник одного из крупнейших в России авиаперевозчиков сказал, что самолеты его авиакомпании сталкиваются с птицами чуть ли не ежедневно.
По данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – всего 1,5. Авиакомпании давно просят власти навести порядок в этом вопросе. Так, лоукостер «Победа» еще в июле 2018 г. обращал внимание Генпрокуратуры на эту проблему.
«Орнитологическое обеспечение в аэропортах России крайне неэффективно, что создает серьезную угрозу безопасности полетов», – говорится в письме заместителя гендиректора «Победы» Бориса Зуева начальнику управления Генпрокуратуры по надзору на транспорте Игорю Бабаеву.
Причина – в плохом учете столкновений и анализе рисков, слабой работе аэропортов по установлению зон, где нельзя размещать ведущие к скоплению птиц объекты, в устаревших методах отпугивания птиц, сказано в письме. Минтрансу следовало бы поменять законодательство: установить четкие методы орнитологической защиты и ввести ответственность аэропортов за столкновения с птицами, писал Зуев.
Ответ Генпрокуратуры был лаконичным: дополнительные меры по орнитологическому обеспечению нужны, Минтрансу об этом направлено письмо, также министерство запланировало научно-исследовательскую работу для разработки методов и подходов орнитологического обеспечения. А меры прокурорского реагирования не нужны.
«Ничего не изменилось, напротив, динамика неутешительна: если в 2018 г. самолеты «Победы» 51 раз столкнулись с птицами, то уже за восемь месяцев 2019 г. – 72 раза. Столкновения в европейских аэропортах единичны, в российских их десятки», – сетует представитель «Победы».
В 2018 г. количество столкновений с птицами в России оставалось рекордно высоким и росло в 2019 г., свидетельствуют данные Росавиации. Представители Генпрокуратуры и Минтранса на запросы «Ведомостей» не ответили.
Взлет затруднен
Руководитель Росавиации Александр Нерадько в 2018 г. в письме своим региональным подчиненным назвал аэропорты, где на 100 000 взлетов/посадок чаще всего происходят столкновения с птицами. Наихудшей в 2017 г. была статистика аэропорта Абакана, в десятке худших также шесть южных гаваней, замыкало десятку «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» были на 15-м и 16-м местах.
«Ситуация в московских аэропортах лучше, а многие региональные ведут эту работу для галочки. Поставили столько-то чучел, отпугивателей, выполнили требования. А они уже не срабатывают, так как птицы привыкли. Методы отпугивания постоянно совершенствуются», – говорит Мартиросов. Отпугивание птиц – это комплексная системная работа, по сути, подотрасль науки орнитологии. Просто разогнать птиц с аэродрома недостаточно. Надо исключить условия для их скопления на всей приаэродромной территории, т. е. в радиусе 30 км от аэродрома. А это зависит от рельефа местности, вида насаждений, наличия свалок и проч., добавляет Мартиросов.
«Смена метода отпугивания обязательна, «Внуково» это правило соблюдает – непрерывное или слишком частое применение одного метода снижает его эффективность из-за привыкания [птиц]», – говорит представитель «Внуково».
Важный фактор риска – свалки, на которые сами аэропорты повлиять не могут. Но при этом аэропорты отвечают за орнитологическое обеспечение полетов. Поэтому они обязаны через правоохранительные органы добиваться закрытия свалок, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. А так как незаконные свалки существуют благодаря коррупции и попустительству чиновников или силовиков, это сложно сделать, признает он.
Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко рассказывал «Ведомостям», как он много лет добивался закрытия свалки рядом с аэропортом. Рядом с «Жуковским» есть свалка, она и привела к появлению чаек, говорит сотрудник крупной авиакомпании.
Предположение о том, что причиной стали окрестные свалки, ошибочно, парирует зампред правительства Московской области Дмитрий Куракин. «Ближайший к «Жуковскому» полигон – «Сафоново» – расположен в 14 км. Но полигон закрыт в 2012 г., отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен», – уверяет чиновник.
В пределах 2 км от «Жуковского» есть несанкционированная свалка, сообщил вечером 15 августа Росприроднадзор.
«По авиационным правилам нельзя размещать объекты выбросов и размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и т. п. ближе чем в 30 км от аэродрома в полосах воздушных подходов и ближе 15 км вне полос», – напоминает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но по факту в 15-километровой зоне от московских аэропортов и военных аэродромов Московской области размещают отходы, зачастую на несанкционированных свалках, добавляет она.