«Ситимобил» до конца года заработает в 10 крупнейших городах страны

Он хочет занять везде минимум 2-е место
«Ситимобил» хочет быть вторым после «Яндекс.Такси» не только в Москве
«Ситимобил» хочет быть вторым после «Яндекс.Такси» не только в Москве / Александра Зотова / для Ведомостей

До конца 2019 г. «Ситимобил» начнет работать в 10 городах-миллионниках, включая Санкт-Петербург и Казань, рассказал «Ведомостям» представитель сервиса Георгий Лобушкин. 13 августа «Ситимобил» начал работать в Нижнем Новгороде.

Компанию основали братья Арам и Оганес Аракеляны 12 лет назад, сейчас сервис занимает 2-е место на родном московском рынке интернет-заказа такси после «Яндекс.Такси». 22,7% в «Ситимобиле» принадлежит Mail.ru Group (MRG), которая собирается внести эту долю в совместное предприятие со Сбербанком: оно консолидирует не менее 75% сервиса.

MRG ставила на крупного регионального оператора заказа такси – ГК «Везет»: год назад она выдала ей конвертируемый заем (около $20 млн, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источник; человек, знакомый с акционерами «Везет», говорил «Ведомостям», что сумма была «заметно ниже»). Но в июле 2019 г. «Яндекс.Такси» сообщило, что договорилось о покупке программного обеспечения и колл-центров «Везет».

А «Ситимобил» до последнего времени не работал за пределами Москвы, тогда как главный конкурент – «Яндекс.Такси» – охватил крупнейшие города. За пределы столицы «Ситимобил» вышел лишь в конце 2018 г., начав работать в Ярославле. Сейчас сервис работает в Самаре, Тольятти и Подмосковье. «Ситимобил» рассчитывает как минимум на 2-е место по доле рынка во всех новых городах, говорит Лобушкин.

Если цель «Ситимобила» – быстро расти, то необходимо осваивать регионы: в Москве рынок в значительной степени сформирован и очень конкурентен, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Региональная экспансия сейчас – приоритет развития бизнеса, отмечает Лобушкин. «Ситимобил», говорит он, намерен стать компанией федерального масштаба, именно расширение в регионах может обеспечить сейчас быстрый рост. СП со Сбербанком позволит в том числе ускорить региональную экспансию «Ситимобила», говорилось в июльском сообщении MRG.

Сколько «Ситимобил» потратит на выход в новые города, Лобушкин не говорит. Чтобы выйти в такой город, как Самара (население – 1,2 млн человек) и стать там заметным игроком, необходимо потратить около 60 млн руб. на субсидии водителям, затем столько же может требоваться каждый квартал, оценивает топ-менеджер другого сервиса заказа такси. Такие инвестиции, по его оценке, позволят рассчитывать примерно на 10% рынка заказов такси в этом городе. Плюс нужны затраты на маркетинг, добавляет он; в каждом городе затраты будут пропорциональны численности населения.

Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев. Другие конкуренты «Ситимобила» – «Везет» и Gett, по собственным данным, работают во всех городах-миллионниках. Логичным развитием рынка такси станет и экспансия «Ситимобила», говорит представитель ГК «Везет». В крупных региональных центрах сервисы заказа такси становятся альтернативой общественному транспорту, поэтому аудитория пользователей этой услуги постоянно растет, считает он.

Выход «Ситимобила» в города-миллионники может обострить конкуренцию, полагает директор Gett в России Максим Жаворонков. По его мнению, основным конкурентом «Ситимобила» в городах-миллионниках остается «Яндекс.Такси», в Сибири – такси «Максим», в Поволжье и на юге страны – «Везет».

«Ситимобил» не раскрывает число поездок в год. Иногда компания раскрывала количество поездок в отдельные месяцы: в июле 2018 г. – 1,5 млн поездок, в декабре 2018 г. – уже 4 млн в месяц. От месяца к месяцу этот показатель растет примерно на 20%, сообщал сервис. Аналитики «ВТБ капитала» в июле 2019 г. оценивали, что у объединенных «Яндекс.Такси» и «Везет» может быть около 40% рынка такси в России. У «Ситимобила» в Москве доля рынка, по оценке столичного департамента транспорта на конец 2018 г., – 24,5%.

«Ситимобил» хочет быть вторым после «Яндекс.Такси» не только в Москве