Вокруг аэропортов могут начаться массовые стройки
Минтранс разработал законопроект о резком сокращении приаэродромных территорийМинтранс разработал законопроект о новом порядке установления приаэродромных территорий (ПАТ), летом его текст был разослан аэропортам. «Ведомости» ознакомились с ним, его подлинность подтвердили пять участников совещаний на эту тему. ПАТ – территория вокруг аэропорта радиусом 30 км с особым режимом использования, строительство на ней возможно только по согласованию с Росавиацией.
ПАТовая ситуация
Принятый в 2017 г. закон постановил, что каждый аэропорт должен заново разработать проект ПАТ, согласовать его с субъектом Федерации и утвердить в Росавиации. Правило 30 км при этом отменилось. В ПАТ согласно закону могут устанавливаться семь подзон – от самой жесткой первой, где разрешено строить только объекты для обеспечения воздушного движения, до седьмой, самой большой: там можно строить все, кроме жилья, если уровень шумов и загрязняющих веществ не превышает норму.
Строгие нормы, однако, не мешали построить на ПАТ целые микрорайоны. На 2017 г. в зоне негативного воздействия «Внуково» проживало 500 000 человек, «Шереметьево» – 360 000, «Домодедово» – 50 000, по оценкам аэропортов. Частично это самострой, часть – крупные жилые комплексы, на которые девелоперы получали положительное заключение Роспотребнадзора (о допустимости уровня шумов) и разрешение Росавиации на строительство, рассказывали сотрудники двух аэропортов. Такой способ застройки возможен и по закону от 2017 г.
ПАТ по закону должны быть установлены к июлю 2018 г., но даже на январь 2019 г. из 200 аэропортов они были установлены только в 10, писал министр транспорта Евгений Дитрих вице-премьеру Виталию Мутко. Ни один московский аэропорт пока не установил ПАТ.
«Аэропорты, в том числе московские, рассчитали ПАТ с учетом санитарных норм по допустимому уровню шумового воздействия. ПАТ благодаря седьмым подзонам получились большими, что не устроило строительную отрасль и региональные власти», – объясняет директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.
Аэропорты против
Законопроект предлагает устанавливать ПАТ с шестью подзонами, а седьмая может выделяться дополнительно, но не позднее 2025 г. ПАТ у «Шереметьево» и «Внуково» – примерно по 200 000 га, «Домодедово» – около 300 000, говорят три сотрудника московских аэропортов. Седьмая подзона самая большая, без нее ПАТ в несколько раз меньше, добавляют они.
Логика чиновников Минтранса такова: поскорее установить для исполнения закона ПАТ без спорной седьмой подзоны и договариваться о ней с региональными властями, объясняет сотрудник крупного аэропорта. Но тогда сотни тысяч гектаров вокруг аэропортов на 5–6 лет выйдут из-под контроля Росавиации и могут быть застроены, продолжает он. Сотрудник другого аэропорта опасается, что власти субъектов будут затягивать принятие седьмой подзоны.
«Принятие законопроекта в такой форме угрожает работе аэропортов даже в нынешней конфигурации, ведь пространства вокруг могут быть застроены с последующими жалобами жителей на шумы. И тем более это угрожает их развитию: в «Шереметьево», например, достраивается третья полоса, в стратегии «Домодедово» – строительство шести полос», – говорит Никотин.
«Седьмая подзона обязательна, в противном случае воздушные суда будут оказывать воздействие на здоровье граждан, что может привести к ограничению полетов», – написал в конце июля замминистра транспорта Александру Юрчику гендиректор «Внуково» Дмитрий Сапрыкин (копия письма есть у «Ведомостей», подлинность документа подтвердил сотрудник аэропорта). Поправку можно принять, пишет Сапрыкин, но седьмую подзону установить максимум через два года, а до тех пор все равно согласовывать проекты строительства в Росавиации и проводить для каждого замеры шумов. В начале 2010-х «Внуково» уже серьезно ограничило ночные полеты, потому что шум мешал жителям обступившей аэропорт застройки.
Сейчас до установления ПАТ строительство надо согласовывать с Росавиацией. Минтранс предлагает строительство индивидуальных и садовых домов высотой до 20 м не согласовывать. О причинах не говорится даже в пояснительной записке к законопроекту. Это приведет к неконтролируемой застройке и нарушению санитарных норм, пишут в отзывах на проект «Домодедово» и «Шереметьево» («Ведомости» ознакомились со всеми отзывами, их подлинность подтвердили сотрудники аэропортов).
Также законопроект предлагает оценивать воздействие только по эквивалентному уровню шума (общее воздействие в течение определенного времени), не принимая во внимание максимальный. Жителям мешают прежде всего максимальные шумы, возмущены сотрудники двух аэропортов.
Изменения, предлагаемые Минтрансом, прежде всего повлияют на комфорт населения близлежащих территорий, говорит представитель «Домодедово», аэропорт рассчитывает на сбалансированное решение с учетом перспектив развития аэродромной инфраструктуры.
Представители «Внуково», «Шереметьево», Минтранса, правительства Мособласти и Роспотребнадзора не ответили на запросы.