Крупнейший заказ на два атомных ледокола стоимостью 100 млрд рублей получит ОСК
Верфь «Роснефти» «Звезда» не успела получить специальную лицензиюФГУП «Атомфлот» (входит в «Росатом») 6 августа сообщило, что на аукцион на строительство двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60) со стартовой стоимостью 100 млрд руб. заявку подал только Балтийский завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Пресс-служба Балтийского завода сообщила, что он признан победителем аукциона.
Это четвертый и пятый ледоколы проекта 22220, они обойдутся в 48,2 млрд и 51,8 млрд руб. соответственно (разница из-за инфляции) и сейчас являются самыми дорогими гражданскими судами, заказанными в России. Срок их сдачи – не позднее декабря 2024 г. и декабря 2026 г. соответственно, говорится в документации «Атомфлота». На проект ФГУП направит 55 млрд руб. собственных средств и 45 млрд руб. получит из бюджета, говорится в документации аукциона.
Три первых ледокола проекта 22220 – головной «Арктика» и первые серийные «Сибирь» и «Урал» – также строит Балтийский завод. Они были заложены соответственно в 2013, 2015 и 2016 гг. и обойдутся заметно дешевле.
Ожидалось, что за этот заказ поборется суперверфь «Звезда», рассказывали два федеральных чиновника. «Звезду» строит «Роснефть» в Приморском крае, она станет самым крупным судостроительным предприятием в России, мощность составит 330 000 т переработки металла в год. Обойдется верфь в 202 млрд руб., говорил в феврале вице-премьер Юрий Борисов. Портфель заказов «Звезды» формируют госкомпании, прежде всего «Роснефть», а также «Сов-комфлот», «Росморпорт». Правительство решило, что крупнейший ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт «Атомфлот» закажет «Звезде». Правительство даже готово компенсировать «Звезде» десятки миллиардов рублей, чтобы она получила заказ на 15 газовозов ледового класса для проекта «Новатэка» «Арктик СПГ – 2»: «Новатэк» заплатит за газовозы рыночную цену (15 аналогичных судов для своего первого проекта «Ямал СПГ» «Новатэк» построил в Южной Корее), а правительство компенсирует «Звезде» ее расходы сверх цены контракта.
«Звезда» просто не могла принять участие в этом аукционе, так как у нее нет лицензии Ростехнадзора на конструирование атомных установок, объяснили федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу. Эта лицензия необходима, говорится в документации аукциона, она есть у Балтийского завода и отсутствует у «Звезды», свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса».
«Звезда» должна получить такую лицензию хотя бы для строительства «Лидера», но там сроки совсем другие и время есть, а «Атомфлот» имеет жесткую программу строительства флота, говорит один из собеседников «Ведомостей». Тем более что в правительстве все же решили, что целесообразно как-то разделять ледокольные заказы, добавляет второй собеседник: «Балтийский завод имеет большой опыт, в том числе с серией 22220, «Звезда» же с учетом уже имеющихся заказов такие объемы может не переварить».
Представители «Роснефти» и Ростехнадзора на запросы «Ведомостей» не ответили.
«Атомфлот» планирует расстановку ледоколов на Севморпути и рассчитал, что четвертый и пятый ледоколы серии 22220 ему потребуются в 2025–2027 гг. – к этому времени планируется вывод из эксплуатации атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» (построены в 1989 и 1991 гг. соответственно), также, очевидно, придет срок списания арктических линейных дизельных ледоколов «Красин» и «Адмирал Макаров», – говорит гендиректор консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев. Балтийский завод переносил сроки сдачи «Арктики», «Сибири» и «Урала», продолжает Григорьев, но из всех возможных соискателей именно он имеет наилучшие шансы вовремя сдать два новых ледокола проекта 22220: завод уже восстановил цепочки поставщиков и технологические процессы, которые были ранее разрушены из-за отсутствия подобных заказов.
Сейчас «Атомфлот» эксплуатирует четыре атомных ледокола – по два проектов «Таймыр» и «Арктика», – которые уступают по мощности проекту 22220 на 45 и 15% соответственно, говорится на сайте компании.