Российская нефть Urals может подешеветь из-за новых правил в судоходстве
В следующем году ужесточатся требования к содержанию серы в топливеС 1 января 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO) – содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5%. Это делается для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Компаниям придется использовать топливо с меньшим содержанием серы или установить на судах дополнительную систему фильтрации выхлопных газов. Игнорирование требований грозит штрафом. Правда, каковы будут санкции, пока непонятно. Размер штрафов определяют страны, где зарегистрированы суда, или порты, говорится в правилах IMO.
Российские суда не боятся серы
Большинство судов в мире в качестве топлива используют высокосернистый мазут или специальное дизтопливо, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Основной сорт нефти в России – Urals. Его главная особенность – высокое содержание серы. Поэтому российские нефтеперерабатывающие заводы производят в основном мазут с высоким содержанием серы, говорит менеджер одного из судовладельцев: «Установка по улавливанию серы при работе двигателя на высокосернистом мазуте стоит дорого – от $5 млн до $8 млн – и занимает место, которое можно было бы отдать под полезный груз». Собеседник в другой транспортной компании утверждает, что устанавливать такое оборудование на судах с водоизмещением до 8000 т экономически нецелесообразно: «На небольших судах само это устройство и извлекаемая из выхлопных газов сера займут слишком много полезного пространства и снизят эффективность эксплуатации».
Судовладельцы по-разному подошли к решению проблемы. К примеру, крупнейшая в России судоходная компания «Совкомфлот» начала заказывать новые суда на СПГ. Сейчас в ее флоте шесть нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс» на газомоторном топливе, еще пять судов (два «Афрамакса» и три MR) на СПГ заказаны «Совкомфлотом» на верфи «Звезда» в Приморском крае. Все остальные суда готовы к переходу на использование топлив с содержанием серы на уровне 0,5%, говорит представитель компании.
Мировой лидер в сфере контейнерных перевозок Maersk после введения новых требований планирует перевести свои суда на использование низкосернистого топлива, некоторые контейнеровозы будут также оборудованы специальными установками. «Сейчас 10% всего топлива, которое мы используем, закупается на российских НПЗ», – говорил гендиректор A.P. Moeller-Maersk A/S. Сёрен Скоу.
«С 2020 г. мы будем выполнять требования IMO по содержанию серы, работая на топливе с максимальным содержанием серы в 0,5% вне зоны Балтийского и Северного морей», – говорит управляющий директор Волжского и Северо-Западного пароходств Юрий Гильц. Он отмечает, что в Балтийском и Северном морях уже с 2015 г. действуют более жесткие нормативы содержания серы в топливе – 0,1%, так что переход для большинства судовладельцев на низкосернистый мазут будет не критичен. Но он ожидает увеличения затрат на транспортировку грузов.
Не все готовы выполнять новые правила IMO. Так, недавно Индонезия заявила, что не будет их соблюдать до тех пор, пока не израсходует запасы топлива с высоким содержанием серы, которое в большом количестве скопилось в местных акваториях.
Много мазута
Спрос на высокосернистый мазут упадет. Argus Consulting Services, консалтинговое подразделение ценового агентства Argus, оценивает общемировой спрос на такое топливо в сегменте бункеровки на уровне порядка 195 млн т в год, при этом отмечает, что после введения новых требований до 40 млн т сернистого мазута останется на бункерном рынке за счет использования установок по улавливанию серы и еще 30 млн т сохранится из-за несоблюдения новых требований. Высокосернистый мазут может подешеветь на 30% примерно до $265 за 1 т, следует из данных Argus Consulting.
В 2018 г. российские НПЗ произвели 16,5 млн т судового топлива, говорит представитель Минэнерго. Он напоминает, что по техрегламенту Таможенного союза содержание серы в нем – не более 1,5%. Но с 2020 г. техрегламент подстроится под новые нормы IMO.
«Российские НПЗ имеют возможность удовлетворить потребности внутреннего рынка в малосернистом бункеровочном топливе без значительных капиталовложений. Воздействие новых норм на экономическую эффективность нефтеперерабатывающей и судоходной отраслей России будет определяться не производственными факторами, а ценообразованием на мировом рынке», – отметил он.
Больше всего мазута, по данным ЦДУ, среди российских НПЗ выпускает «Сургутнефтегаз» – 35% всей переработки. Сравнительно высокая доля мазута и на заводах «Роснефти» – 23%, исходя из отчетности компании. Она получила в 2018 г. 1% общей выручки от продажи бункерного топлива – или 85 млрд руб.
Тем российским НПЗ, которые сейчас производят высокосернистый мазут, особенно независимым с простой технологической схемой, будет сложно после введения новых правил, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Он уверен, что цены на такое топливо сильно упадут, а с учетом транспортировки от российских заводов до портов рентабельность такого продукта может стать отрицательной. Выиграют те НПЗ, которые перерабатывают низкосернистую сибирскую легкую нефть, или заранее позаботившиеся о подготовке к новым стандартам. «Они уже сейчас выпускают бункерное топливо, которое удовлетворяет требованиям 2020 г. Для них ситуация только улучшится», – говорит Ежов.
Нефть подешевеет
Из-за новых требований спрос на более сернистую нефть Urals упадет – нефть требует более качественной переработки, чтобы устранить серу. В итоге конкуренция между различными сортами нефти усилится и производители высокосернистой нефти будут вынуждены снизить цены, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Цена на нефть марки Urals может опуститься на несколько долларов по отношению к Brent, рассуждает он.
Argus Consulting считает, что Urals в 2020 г. будет в среднем почти на $5 дешевле рассчитываемой агентством котировки North Sea Dated (считается на базе месторождений Северного моря, куда входит и нефть с месторождения Brent).
«Все будет зависеть от баланса спроса и предложения тяжелой сернистой нефти, к которой относится Urals, на что влияет множество факторов. Ведь в мире достаточно мощностей для переработки такой нефти, и может сложиться такая ситуация, что Urals не подешевеет относительно Brent», – успокаивает Ежов. При этом, скорее всего, вырастут цены на все низкосернистые продукты: мазут, дизельное топливо и вакуумный газойль, продолжает эксперт.
«Российский рынок нефтепродуктов связан с мировым, поэтому можно ожидать, что внутренняя цена на мазут упадет, а цена на дизельное топливо и керосин, напротив, должна вырасти из-за роста привлекательности экспортной альтернативы», – говорит Маринченко.
«В сухом остатке больше всего выиграет «Роснефть», которая является крупнейшим поставщиков российской низкосернистой нефти в Китай [такая нефть подорожает], – говорит он. – Но «Роснефть» же может и проиграть от падения цен на мазут, а какой из этих эффектов пересилит – сказать сложно».
«Газпром нефть» готова к новым экологическим требованиям, говорит представитель компании. В 2018 г. «Газпром нефть» продала более 2,9 млн т судового топлива, а ее продуктовый портфель включает как темные (содержание серы – 1,5%) и дистиллятные топлива, так и экологичные марки топлива с содержанием серы не более 0,1%. Компания намерена создать новый сегмент на рынке – бункеровку сжиженным природным газом, отметил он.
Представители «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» не ответили на вопросы «Ведомостей».