Все больше россиян предпочитают завтракать вне дома
Ради этого в рестораны и кафе приходят 11% посетителейЧтобы позавтракать, москвичи и жители российских городов-миллионников все чаще ходят в кафе и рестораны, выяснили эксперты международной исследовательской компании NPD Group. С июля 2018 г. по июнь 2019 г. число желающих позавтракать вне дома выросло в среднем на 13% по сравнению с таким же периодом 2017–2018 гг. В Московском регионе таких людей стало больше на 16%, в Санкт-Петербурге – на 4%, в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону и Самаре суммарно – на 10%.
11% посетителей российских ресторанов и кафе приходят сюда позавтракать, по данным NPD. В крупнейших экономиках Европы этот показатель существенно выше: в Англии и Германии – 21%, во Франции – 26%, в Италии – 36%. Доля завтраков в общей структуре российского фудсервиса может быть и невелика, но потенциал существенный – рост сдерживается исключительно невысокими доходами населения, рассуждает эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова. В России меняется культура потребления, констатирует она: те, кто еще несколько лет назад не был готов тратиться на завтрак, теперь начинают день с похода в кафе или ресторан.
Пионером в категории завтраков в России можно назвать «Макдоналдс», позже завтраки стали предлагать в кофейнях «Кофемания», «Шоколадница», «Кофе хауз», вспоминает заместитель главного редактора журнала FoodService Александра Скороходова, позднее примеру кофеен последовали и кафе при АЗС. По ее словам, предложение горячих блюд в заведениях, концепция которых построена вокруг кофе, позволяет, с одной стороны, увеличить глубину чека, с другой – привлечь дополнительную аудиторию. Завтраки всегда несколько дешевле обедов и ужинов, что тоже привлекает потребителей, добавляет Лапенкова.
Больше всего завтраков заказывают в заведениях быстрого питания, на 2-м месте – кофейни и пекарни, по данным NPD. По словам Лапенковой, число утренних визитов растет во многом из-за кофе, который посетители часто берут навынос: кофе присутствует в каждом третьем чеке российских заведений общественного питания и его потребление растет. В утренние часы людей привлекает в первую очередь кофе, подтверждает выводы экспертов представитель «Бургер кинга». В прошлом году сеть обновила парк кофемашин и пересмотрела рецептуру кофейных напитков, в итоге продажи кофе выросли вдвое, а вслед за ними – и завтраков, радуется представитель компании.
В российских «Макдоналдсах» завтраки появились еще в 2005 г. и подаются ежедневно до 10 утра вместо основного меню, по сей день эта категория демонстрирует устойчивый рост и популярна у большинства посетителей, говорит вице-президент по маркетингу «Макдоналдса» Дарья Назаркина. Ритм жизни большого города, по ее мнению, диктует новые требования, в обозримом будущем все больше людей будет предпочитать завтракать вне дома.
Возрастающая популярность завтраков у россиян даже подтолкнула рестораторов к созданию целых моноконцепций – заведений, где подаются исключительно блюда, характерные для утреннего меню, замечает Скороходова. С 2015 г. только завтраки предлагает ресторан Cook’kareku Александра Раппопорта, по такому же принципу работают и заведения Friends Forever Company Павла Костеренко – Scramble cafe и Breakfast cafe.
Чаще всего, по данным NPD, завтракают женщины (их 54%) и молодые люди в возрасте от 16 до 34 лет. Завтракать в «Бургер кинге», по словам его представителя, предпочитают люди примерно 30 лет. Такие же данные по аудитории и у «Шоколадницы». Молодежь много путешествует, видит, что в других странах люди часто завтракают вне дома, а рестораны предназначены не только для празднования дней рождения и юбилеев, и охотно перенимают эту модель поведения, объясняет Лапенкова. Кроме того, формируется культура бизнес-завтраков, добавляет она: люди встречаются с утра, чтобы за завтраком обсудить дела и проекты. Культура завтракать вне дома уже сформировалась в России, особенно в крупных федеральных центрах, считает представитель «Шоколадницы», завтрак в течение всего дня – тренд, которому стоит следовать.
В топ-блюд, по данным NPD, входят выпечка (пирожки, блины, круассаны), холодные сэндвичи, каша и блюда из яиц – омлет или яичница. Чаще всего в «Макдоналдсе», по словам Назаркиной, на завтрак гости заказывают овсяную кашу, омлет, зерновой кофе. Флагманы меню «Бургер кинга» – круассендвичи (т. е. бутерброды на базе круассанов) и сырники, позднее к ним добавился омлет, говорит представитель этой сети. В «Шоколаднице» гости чаще всего заказывают сырники или блины, по словам ее представителя.