ОАК нашла новый способ решить проблему низкого налета SSJ100
Госкомпания хочет сама заниматься техобслуживанием лайнера, а также перспективного самолета МС-21
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») хочет заняться техобслуживанием своих гражданских судов – ближнемагистрального SSJ100 и в перспективе среднемагистрального МС-21 (начало поставок запланировано на 2021 г.), рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и два близких к ОАК человека. Это был бы новый бизнес для ОАК, сейчас техобслуживанием она не занимается. SSJ100 обслуживают S7 Technics, «Аэрофлот» и другие провайдеры.
Главная проблема SSJ100 – крайне низкий налет. В 2018 г. эти лайнеры у российских авиакомпаний летали в среднем по 3,6 ч в сутки, тогда как Airbus 320 и Boeing 737-800 – по 10 и 11 ч в сутки соответственно. Всему виной долгое ожидание вышедших из строя компонентов. Производитель судна – «дочка» ОАК «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – в последние годы занялся созданием складов запчастей, но, по сути, средств на заказ необходимого количества компонентов просто не было, признает человек, близкий в ОАК. Проект необходим, чтобы аналогичных проблем не было у МС-21, говорит другой собеседник.
Кроме того, ОАК намерена запустить масштабные пульные программы по поставке компонентов для SSJ100 и МС-21 так, как они работают по всему миру, говорят два близких к ОАК человека. По ней авиакомпания платит провайдеру сервиса определенную ставку с каждого летного часа, а при выходе из строя оговоренных в соглашении компонентов провайдер бесплатно предоставляет исправные и забирает на ремонт сломавшиеся.
Но проект потребует огромных инвестиций – около 50 млрд руб. в течение нескольких лет, говорят два близких к ОАК человека. Средства нужны на строительство ангаров и размещение в них ремонтных центров, закупку оборудования: понадобятся 4–6 центров по всей стране в местах концентрации российских судов – в Москве, Санкт-Петербурге, на юге, на Урале, продолжает один из собеседников. Также необходимы серьезные инвестиции в создание складов запчастей для оперативной замены требующих ремонта компонентов.
100 млрд руб.
«Повышение качества постпродажного обслуживания – один из наших ключевых приоритетов», – говорит представитель ОАК. Госкомпания рассматривает различные концепции с опорой на лучшие мировые практики, в том числе обсуждает с рядом партнеров и такой формат, добавляет он.
ОАК, выступая провайдером техобслуживания и пульной программы, готова гарантировать авиакомпаниям определенный налет SSJ100 и МС-21, утверждает близкий к корпорации человек. Если налет по техническим причинам не будет выполняться, провайдер будет платить штрафы или предоставлять подменный лайнер, добавляет собеседник. Техобслуживание – это очень крупный бизнес, привлекательный и для ОАК, резюмирует он.
Средств на проект у ОАК нет, эти деньги нужно получить в бюджете, говорят федеральный чиновник и человек, близкий к ОАК. 22 июля гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов попросил Владимира Путина докапитализировать ОАК на 300 млрд руб., средства нужны в том числе на программу МС-21. Для проекта нужны субсидии, сообщает также «Интерфакс» со ссылкой на свой источник.
«Эта сумма [300 млрд руб.] включает и средства, необходимые для развития сервисов постпродажного обслуживания. Но говорить о распределении средств еще преждевременно», – говорит представитель «Ростеха».
«По линии Минпромторга оказывается господдержка системам постпродажного обслуживания. Объем средств федерального бюджета, направляемых на данный механизм, ежегодно уточняется», – говорит представитель Минпромторга. «Аэрофлоту» известно, что ОАК разрабатывает новую систему постпродажного обслуживания, сказал человек, близкий к авиакомпании.