Россию и Украину просят подтвердить дату продолжения переговоров по транзиту газа
Еврокомиссия предлагает провести их 16 сентября в БрюсселеВице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович предложил конкретные сроки проведения следующей трехсторонней встречи с участием представителей России и Украины, посвященной продлению транзитного контракта. Она может состояться в Брюсселе 16 сентября, следует из письма, которое 22 июля Шефчович отправил министру энергетики России Александру Новаку. Подлинность документа подтвердили человек, близкий к одной из сторон переписки, и федеральный чиновник. Аналогичное предложение было сделано украинской стороне, сообщает Новаку Шефчович: «Надеюсь, что после получения результатов парламентских выборов в эти выходные их новое правительство будет быстро сформировано. И, как следствие, будет определено, кто возглавит украинскую делегацию на переговорах».
Представители Еврокомиссии и правительства Украины не ответили на запросы. Минэнерго России, «Газпром» и НАК «Нафтогаз» от комментариев отказались.
Страны ЕС – главные иностранные покупатели российского газа: 171 млрд куб. м в 2018 г. Всего за год «Газпром» экспортировал в дальнее зарубежье 201,7 млрд куб. м газа, из них 86,8 млрд (43%) – через Украину, но контракт на транзит заканчивается в конце 2019 г.
«Газпром» рассчитывает к этому времени достроить два трубопровода, которые теоретически могли бы позволить обойтись без транзита через Украину. Но начало работы второй нитки «Турецкого потока» (15,75 млрд куб. м) зависит от готовности газопроводов на маршруте Болгария – Сербия – Венгрия – Австрия, из которых ни один еще не построен. А Дания еще не согласовала строительство «Северного потока – 2» (55 млрд куб. м), поставить по которому в следующем году можно будет в лучшем случае 30 млрд куб. м.
Более 3/4 потребляемого Европой газа – импортный, и Еврокомиссия пытается выступить третейским судьей в переговорах России и Украины. Пока на трехсторонних встречах с участием Шефчовича в 2018 и 2019 гг. стороны лишь обменивались взаимоисключающими предложениями.
К традиционным пунктам – объему транзита и сроку соглашения – в 2018 г. добавился еще один: решение Стокгольмского арбитражного суда по встречным искам «Газпрома» и «Нафтогаза» о поставке и транзите газа. «Газпром» оспаривает решение арбитража, обязавшее его выплатить «Нафтогазу» компенсацию в $2,56 млрд.
На последнем раунде трехсторонних переговоров в начале 2019 г. «Газпром» предложил «нулевой» вариант, рассказывал предправления концерна Алексей Миллер. Украинская сторона неоднократно заявляла, что от уже присужденной компенсации отказываться не будет.
«Вы спрашиваете, как будут развиваться события 1 января? 1 января – Новый год, новогодний праздник. А если Новый год, значит, будет весело», – говорил Миллер. В прошлый раз, когда стороны встретили Новый, 2009 год без подписанных контрактов, транзит через Украину останавливался, а некоторые страны Европы мерзли без газа.
Достижение договоренностей до начала зимы – это очень оптимистичный, хотя и не невозможный сценарий, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Убедительная победа партии Зеленского на парламентских выборах означает, что его команда сможет самостоятельно формулировать позицию на переговорах и быстро принимать решения, рассуждает он, но «нулевой» вариант с отказом «Нафтогаза» от $2,6 млрд вряд ли возможен по политическим причинам.
Пока риски для продолжения транзита сохраняются, «Газпром» создает в Европе дополнительные резервы газа, в планах – закачать в хранилища 11,4 млрд куб. м: почти вдвое больше, чем в 2018 г. Но при полном отключении украинской трубы для бесперебойных поставок этого хватит максимум на квартал.
«В долгосрочной перспективе я не верю, что поставки Российской Федерации в Европу могут продолжаться без транзита через Украину более трех месяцев, – заявил руководитель добывающего подразделения «Нафтогаза» Андрей Фаворов (цитата по УНИАН). – Давайте проживем I квартал, тогда будет легче выдохнуть».
«Сценарий, при котором стороны испытывают друг друга на прочность, с потенциальным прекращением транзита в начале года не исключен, – считает Маринченко. – Но даже если «Газпрому» удастся исполнить контрактные обязательства за счет запасов из хранилищ, прекращение транзита через Украину до полного запуска «Северного потока – 2» заставит Европу нервничать и, вероятно, приведет к росту спотовых цен на газ».