«Ростех» просит 300 млрд рублей из бюджета

Деньги нужны в основном на поддержание военного производства ОАК
ОАК нужна докапитализация со стороны государства
ОАК нужна докапитализация со стороны государства / ОАК

Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; 92,31% ее акций Росимущество в прошлом году передало госкорпорации «Ростех») нужна докапитализация со стороны государства – более 300 млрд руб., чтобы завершить финансовое оздоровление всех предприятий ОАК, рассказал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с президентом Владимиром Путиным, указано в стенограмме на сайте Кремля.

«Есть очень большой объем кредитных обязательств, которые были получены по наследству еще со времен 1990-х гг., начала 2000-х гг. Мы эти долговые обязательства, конечно, обслуживаем, т. е. процентную ставку мы выплачиваем, но проблема будет с возвращением самих кредитов», – пояснил Чемезов необходимость докапитализации. По его словам, прежде всего эти деньги необходимы на реализацию программы среднемагистрального самолета МС-21 и другие гражданские проекты: «Здесь мы, конечно, рассчитываем на вашу поддержку».

«Ростех» будет просить у правительства эти средства, они нужны как можно быстрее, говорит человек, близкий к ОАК. Планируется, что из бюджета будет докапитализирована сама госкорпорация, которая затем распределит деньги на проекты ОАК, говорит источник в авиапромышленной отрасли. Планируется, что средства будут поступать в течение ближайших 3–5 лет, добавляет один из собеседников.

Самый капиталоемкий гражданский проект ОАК сейчас – разработка самолета МС-21, который с мая 2017 г. проходит летные испытания, а с 2021 г. ОАК собирается начать его поставку авиакомпаниям. В конце 2018 г. «Ростех» сообщал, что планирует до 2025 г. вложить в проект МС-21 50 млрд руб. Основная часть средств нужна на разворачивание мощностей авиазаводов, чтобы они были способны выпускать по 70 МС-21 в год. На такое количество ОАК намерена выйти на шестой год серийного выпуска лайнера, в первый год будет выпущено 10 МС-21, рассказывал президент ОАК Юрий Слюсарь «Ведомостям».

«Прежде всего в поддержке нуждается военное производство, ему требуется примерно 200 млрд, а на гражданку пойдет около 100 млрд руб.», – говорит человек, близкий к ОАК. Заводы ОАК закредитованы, а целый ряд военных контрактов сдвигается, возникают кассовые разрывы, поясняет собеседник.

«Не менее половины из запрошенных 300 млрд пойдет на поддержание военного сектора, включая такие предприятия, как РСК «МиГ» и входящие в «Сухой» (субхолдинги ОАК) авиазаводы в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре», – сказал человек, близкий к «Ростеху». Озвученная Чемезовым сумма пойдет в том числе на военное производство, подтверждает другой источник в авиационной промышленности.

На средства могут рассчитывать РСК «МиГ», «Сухой» и корпорация «Иркут» – эти предприятия ожидают заключения очередных серийных контрактов с Минобороны на истребители МиГ-35, Су-30СМ и Су-35С и бомбардировщик Су-34, но эти контракты вследствие низкой рентабельности (порядка 3–5%) позволят лишь загрузить производственные линии, а не увеличить выручку, добавляет собеседник.

«Надежда на экспортные контракты, которые приносят неплохую выручку, но, пока нет твердых экспортных контрактов ни на бомбардировщики Су-34, ни на истребители МиГ-35, придется оказывать их производителям посильную поддержку», – замечает собеседник.

У одной РСК «МиГ» долгов перед банками примерно на 100 млрд руб. и погасить их будет невозможно, так как у «МиГа» нет новых экспортных контрактов, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

По словам Чемезова, средства нужны в том числе на финансовое оздоровление предприятий ОАК. Но единственному гражданскому производителю в составе ОАК – компании «Гражданские самолеты «Сухого» (выпускает лайнеры SSJ100) оздоровление не нужно. В 2016 г. бюджет выделил ей 100 млрд руб., которые позволили полностью погасить кредиты перед российскими госбанками, привлеченными на разработку и производство SSJ100.

«Боевые самолеты в этом десятилетии были крупнейшей статьей российского военного экспорта, это высокомаржинальные контракты. К тому же авиация была одной из главных статей гособоронзаказа. Под выросшие объемы производства авиазаводы в счет кредитов расширили свои мощности, плюс «МиГ» имеет исторические долги», – отмечает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но пик гособоронзаказа пройден, новых крупных экспортных контрактов пока нет и существующих заказов не хватает на обслуживание накопленных долгов, объясняет эксперт.

ОАК нужна докапитализация со стороны государства