Путин обсудит с Shell СПГ-проекты
Месяц назад компания отказалась от участия в проекте «Газпрома» на БалтикеВ четверг состоится встреча президента Владимира Путина с гендиректором Royal Dutch Shell Беном ван Берденом, рассказал «Интерфаксу» помощник президента Юрий Ушаков. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил, что собеседники обсудят проекты, связанные со сжиженным природным газом (СПГ).
«Shell – один из крупнейших иностранных инвесторов российской экономики. Инвестиции составляют свыше $15 млрд. Компания на нашем рынке работает давно, с 1892 г. начала продавать керосин в Российской империи. Накопилось [вопросы]. Есть о чем поговорить. Если серьезно, очень много проектов, связанных с СПГ», – заявил Песков «Интерфаксу».
С 1994 г. вместе с «Газпромом» (50% + 1 акция), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%) Shell (27,5% минус 1 акция) в составе консорциума Sakhalin Energy (проект «Сахалин-2») сжижает на Сахалине и продает на азиатском рынке природный газ. Месяц назад директор российского подразделения Royal Dutch Shell Седрик Кремерс рассказал ТАСС, почему компания отказалась от участия в переработке и сжижении газа на Балтике: там планирует строить газохимический и СПГ-комплекс «Газпром»: «Мы не верим в интегрированный проект! Когда мы обсуждали начальный вариант, производство СПГ было отделено от газохимии».
В концепции самостоятельного производства СПГ в партнерстве «Газпрома» и Shell «Балтийский СПГ» существовал с осени 2015 г. Но 29 апреля 2019 г. «Газпром» сообщил о принципиальном изменении идеи проекта: СПГ-завод мощностью 13 млн т в год станет частью комплекса с газоперерабатывающим и газохимическим заводом. Единственным партнером «Газпрома» стало, согласно его сообщению, АО «Русгаздобыча».
Но наиболее острый вопрос для Shell в России – третья очередь СПГ-завода «Сахалин-2», пишет «Интерфакс». Уже несколько лет Sakhalin Energy пытается договориться с проектом «Сахалин-1» (оператор – американская ExxonMobil) о закупке газа для поставок на третью очередь «Сахалина-2». Но переговоры пока ни к чему не привели: еще два года назад компании договорились обо всем, кроме цены на газ, объясняли «Ведомостям» люди, близкие к разным сторонам переговоров.
«Санкции ограничивают потенциал сотрудничества Shell с Россией, – говорит аналитик Акра Василий Танурков. – Можно что угодно обсуждать, но, пока действуют санкции, все может ограничиться только лишь разговорами».
Представители «Газпрома» и российского подразделения Royal Dutch Shell от комментариев отказались.