«Яндекс.Маркет» собрал продовольственную корзину в магазине у дома
Компания запустила приложение для сравнения цен в офлайн-сетях – «Суперчек»Приложение «Суперчек» от «Яндекс.Маркета» (СП «Яндекса» и Сбербанка), которое показывает ассортимент крупных продовольственных ритейлеров и позволяет получать кэшбэк за покупки, с 10 июля заработало в бета-версии. Об этом сообщил представитель «Яндекс.Маркета». Пока сервис доступен для пользователей Android, для iOS версия появится через 3–4 недели, уточнил он.
Сейчас «Суперчек» показывает ассортимент «Магнита», «Пятерочки» (входит в X5 Retail Group), Metro Cash & Carry, «Вкусвилла», «Азбуки вкуса», «Верного», «Мария-Ра», «Монетки» и «Улыбки радуги». «Суперчек» интегрируется в программное обеспечение сетей, так они передают ему данные об ассортименте и ценах в каждом магазине, уточнил его представитель. В некоторых случаях, как с «Магнитом», данные собираются в магазинах.
Представитель «Магнита» говорит, что компания прорабатывала возможность участия в проекте, пока окончательного решения нет. Metro, говорит ее представитель, тестирует сервис: в «Суперчеке» размещены предложения ее торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге. Представитель X5 сказал, что ее сети не являются партнерами проекта: «В текущем виде мы в нем не участвуем».
В приложении можно создать список покупок из ассортимента этих сетей. Если пользователь купит все товары из своего списка, он может отсканировать чек в приложении и получить кэшбэк в размере 1% от суммы покупки, описывает представитель «Яндекс.Маркета» работу «Суперчека». Этот процент, по его словам, «Маркет» платит из своих средств. В бета-версии «Суперчека» нет монетизации, говорит представитель «Яндекс.Маркета». Потом, по его словам, предполагается бизнес-модель CPA (cost per action), предполагающая комиссию с ритейлера за фактическую покупку в офлайне или передачу собранной корзины в интернет-магазин партнера.
Для торговых сетей и производителей «Суперчек» станет дополнительным каналом привлечения покупателей из онлайна, верит директор по развитию и взаимодействию с сетями «Яндекс.Маркета» Антон Пахомов. «Сейчас 99% товарооборота продуктов питания – это офлайн, мы хотим там быть», – говорит представитель «Яндекс.Маркета». Проникновение интернета и смартфонов в России неуклонно растет, поэтому покупки в офлайне можно «диджитализировать», рассуждает он.
Пример другого приложения «Яндекса» – «Едадила» – говорит, что потребителям интересно сравнивать цены в офлайн-магазинах товаров повседневного спроса, они будут активно пользоваться такими сервисами, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но рынок сейчас находится на пике чувствительности покупателей к цене, постепенно она будет снижаться, предупреждает он. Кроме того, важна не только цена, но и имидж магазина, удобство расположения и др.
Ритейлеры могут в будущем платить комиссию от 1% от покупки за приведенных «Суперчеком» клиентов, оценивает Бурмистров: если расчет будет идти через приложение, то фактически это размер ставки эквайринга. При этом для товаров, продаваемых не по акции, и для ритейлеров с более высокими ценами комиссия может быть и выше – например, 5%, полагает он.
Крупные ритейлеры – X5 Retail Group, «Магнит» и др. – считают «Яндекс.Маркет» своим конкурентом, говорит Бурмистров. Поэтому, рассуждает он, лидеры рынка будут осторожно относиться к наращиванию трафика через такие сервисы и будут стараться привлекать покупателей другими способами. В целом же подобные приложения поспособствуют усилению ценовой конкуренции в продовольственных магазинах, считает эксперт: цены станут более прозрачными, это простимулирует ритейлеров активизировать краткосрочные промокампании. Сети же будут вынуждены активнее работать над индивидуальными ценовыми предложениями покупателям и программами лояльности.
Работа в режиме бета-версии для «Суперчека» должна закончиться осенью, говорит представитель «Яндекс.Маркета». Потом, по его словам, появится больше возможностей: оформление доставки покупок или самовывоза, самостоятельное сканирование и оплата товаров с помощью смартфона.