«Газпром» заключил новый долгосрочный контракт с «Туркменгазом»
Соглашение рассчитано на пять лет и покупку до 5,5 млрд куб. м газа в годВ среду, 3 июля, «Газпром» подписал долгосрочный контракт на покупку газа у «Туркменгаза», следует из сообщения российской компании. После почти трехлетнего перерыва в закупках туркменского сырья это уже второй контракт в 2019 г. на закупку газа из Туркменистана. Первое соглашение было краткосрочным, в период с 15 апреля по 30 июня «Газпром» закупил 1,2 млрд куб. м газа. Новый контракт рассчитан на пять лет и на объемы «до 5,5 млрд куб. м» ежегодно. О принципе ценообразования, наличии в контракте привязки к каким-либо ценовым индикаторам и дополнительных условий типа «бери или плати» в сообщении «Газпрома» не говорится. Представитель компании переадресовал вопросы «Ведомостей» в «Газпром экспорт», его коллега в «Газпром экспорте» от комментариев отказался. Представитель «Туркменгаза» не ответил на запрос.
У «Газпрома» уже был долгосрочный контракт на покупку газа у Туркменистана, но последние поставки по нему были в 2015 г. Средняя цена экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье в 2015 г. составила $243 за 1000 куб. м. Закупка туркменского газа обходилась в сумму около $240 за 1000 куб. м и была невыгодна российской компании. Договориться о снижении цены с «Туркменгазом» не получилось, и в середине 2015 г. «Газпром» в одностороннем порядке прекратил закупки, назвав это «контрактной паузой». Вслед за этим «Газпром экспорт» подал иск в арбитраж, требуя пересмотра стоимости газа ретроспективно с 2010 г. Размер компенсации, по данным «Интерфакса», оценивался примерно в $4 млрд.
В 2016 г., вскоре после встреч президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и президента России Владимира Путина, разбирательство между «Газпром экспортом» и «Туркменгазом» было приостановлено «с целью нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве вне рамок арбитражного процесса».
Продолжать арбитражное разбирательство с «Туркменгазом» могло быть невыгодно «Газпрому»: даже в случае победы в стокгольмском арбитраже Туркменистан мог отказаться выполнять решение суда, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Сергей Капитонов. «С учетом стабильно растущего спроса у «Газпрома» в Европе и сильно возросшего спроса за последние три года внутри России туркменские объемы не окажутся лишними для газового баланса концерна, даже при том что у компании есть собственный резерв мощностей, – считает Капитонов. – С высокой долей вероятности нынешний долгосрочный контракт «Газпром» заключил на выгодных для себя условиях, которые предусматривают некий арбитраж по сравнению с ценой на газ в Евросоюзе».
Старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко экономического смысла в новом контракте не видит: «Газпром» производит достаточно, чтобы поставлять и на внутренний рынок, и в страны дальнего зарубежья, а кроме того, может моментально нарастить добычу, о чем не раз заявлял топ-менеджмент госкомпании. Цены на газ по новому контракту с «Туркменгазом», скорее всего, привязаны к ценам на нефть, а они сейчас в низком цикле, предполагает эксперт.
Подписание долгосрочного контракта – туркменская инициатива в рамках переговоров на высшем уровне, считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Страна хочет выйти из арбитражного клинча, который был в последние несколько лет. Действующий с 2010 г. контракт был заморожен, шел арбитраж, инициированный российской стороной. Туркменистану нужны деньги для пополнения казны, на этом фоне началось наведение политических мостов», – объясняет свою логику Гривач. Теоретически газ из Туркменистана может доставляться в южные регионы России, что высвободит часть объемов для поставок в Европу, считает Гривач. Хотя формально газ из Центральной Азии – Казахстана и Узбекистана – уже формирует часть портфеля «Газпром экспорта», а через российскую территорию транспортируется в режиме международного транзита.
Туркменистан – четвертая после России, Ирана и Катара страна по величине газовых запасов (19,5 трлн куб. м). Ежегодно здесь добывается около 60–65 млрд куб. м газа, из которых до 28 млрд куб. м приходится на внутреннее потребление. Единственный крупный импортер туркменского газа, кроме России, – Китай (около 34 млрд куб. м в 2018 г.).