«Северсталь» Мордашова выкупила долю «Силовых машин» в СП с Linde

Сталелитейная компания получит 26% «Линде Северстали»
Сталелитейная компания получит 26% «Линде Северстали»/ Евгений Разумный / Ведомости

«Северсталь», принадлежащая Алексею Мордашову, сообщила в среду, что выкупила у «Силовых машин», принадлежащих Алексею Мордашову, долю в совместном предприятии с немецкой инжиниринговой компанией Linde. Представитель Linde не ответил на запрос.

«Линде Силовые машины», теперь переименованные в «Линде Северсталь» (по данным «СПАРК-Интерфакса»), созданы два года назад для локализации производства спиральновитых теплообменников для средне- и крупнотоннажного сжижения природного газа. Такие теплообменники применяются в нефтехимии для разделения газа и для сжижения газа.

Аппараты, которые будет выпускать СП, – собственная разработка Linde, объясняет представитель «Северстали»: они выдерживают перепады температур до 400 °C и обеспечивают эффективный теплообмен.

Изначально «Силовым машинам» принадлежало 50% этого совместного предприятия. В январе 2018 г. минфин США ввел против компании Мордашова санкции – из-за того что четыре газовые турбины, приобретенные структурой «Ростеха» («Технопромэкспорт») у «Сименс технологии газовых турбин» (совместное предприятие Siemens и «Силовых машин»), предназначенные для Краснодарского края, в обход западных санкций были поставлены в Крым. После этого доля «Силовых машин» снизилась до 26%.

«Линде Северсталь» зарегистрирована в Санкт-Петербурге, уставный капитал компании – 11,2 млн руб., по данным ЕГРЮЛа. Linde принадлежит 74% СП. На проектную мощность, 6–7 теплообменников в год, предприятие выйдет в 2020–2021 гг., делится планами «Северсталь».

Пока СП произвело лишь один агрегат и поставило его в июле 2018 г. на Амурский газоперерабатывающий завод, сообщил представитель «Северстали». Возможно, со стороны «Северстали» потребуются инвестиции в проект, но их размер пока не определен, продолжает он, рассматривается и возможность использования стали с «Северстали» для производства теплообменного оборудования.

Кто производит СПГ в России

В России два крупных производителя СПГ. Фактическая мощность завода Sakhalin Energy (проект «Сахалин-2») – 11,4 млн т в год. «Новатэк» уже построил «Ямал СПГ» (около 18 млн т, без учета четвертой линии) и «Криогаз-Высоцк» (600 000 т в год), а в своей стратегии ставит целью довести мощности по сжижению до 57 млн т в год. Все действующие производства оборудованы импортными теплообменниками.

«Производство, хранение и транспортировка СПГ – один из ключевых трендов развития энергетики в России и мире. Компания приняла решение войти в новый сегмент продуктов с высокой добавленной стоимостью», – передает пресс-служба «Северстали» слова ее гендиректора Александра Шевелева. «Северсталь» стремится к тесному сотрудничеству с клиентами, чтобы создавать для них комплексные решения, участие в СП соответствует этой задаче, сообщает компания.

«Северсталь» меняет корпоративную структуру: появятся два глобальных направления – upstream (добыча) и downstream (сбыт). Задача сбытового – новые принципы продаж и взаимодействия с клиентами с учетом их запросов на всех этапах выполнения заказа. Нужен новый формат сотрудничества с клиентами, объяснял Шевелев: они должны получать не только качественную сталь, но и решения, соответствующие их бизнес-задачам.

СП с Linde – не единственный непрофильный проект «Северстали». Весной «Коммерсантъ» сообщал, что «Северсталь» и японские компании IHI Corporation и Mitsui & Co. Plant Systems планируют создать совместное производство резервуаров для хранения сжиженного газа – под проект «Газпрома» «Балтийский СПГ». А с итальянской Tenaris «Северсталь» совместно построит в Сургуте завод сварных труб нефтесервисного сортамента. Также «Северсталь» инвестирует в венчурные проекты, например в нидерландский фонд Chrysalix RoboValley, занимающийся искусственным интеллектом, автоматизированными системами и робототехникой.

«Едва ли можно рассматривать это СП как бизнес-сделку, это больше похоже на перекладывание активов из одного кармана в другой, – рассуждает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. – Говорить о снижении санкционных рисков для проекта можно с натяжкой, скорее уж об их повышении для самой «Северстали».